Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Март 2020 г.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыков самообслуживания «умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться, и т. п.» напрямую влияет самооценка ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Некоторые родители зачастую делают все за детей «одевают, кормят и т д, считая, что их чадо все еще маленькое или просто торопясь куда-то». Это приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельно навыки самообслуживания. В связи с этим встает проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Это особый период в жизни ребенка. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Значительно повышается активность, а стремление к самостоятельности становиться основной характеристикой возраста «Я сам! Я хочу! Я умею!». Ребенок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остается неустойчивым, он все так же быстро отвлекается, утомляется. Нужно помнить, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Любые навыки образуются не сразу. Для того, чтобы ребенок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постепенно упражнять в этой работе. Но важно не только упражнять ребенка в самообслуживании, но и проверять, как он выполняет эту работу. Добивайтесь, чтобы ребенок понял, что он делает нужное для окружающих его взрослых дело. Если дети в детском саду долго одеваются, у них сокращается время для прогулок.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все — таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).  Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем- то, не привлекая к этому взрослых. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

 


WordPress Lessons