Учим детей одеваться самостоятельно (Октябрь 2022г.)

Одеваться – важный навык для детей, но научиться ему достаточно тяжело для малыша.

Умение одеваться укрепляет уверенность и независимость ребёнка и даёт ему чувство удовлетворения и достижения чего-то очень важного.

Чувство выполненного долга положительно влияет на самооценку малыша.

  1. Известно, что снять одежду гораздо проще, чем надеть. Приучайте снимать одежду в следующей последовательности: пусть малыш снимет свою шапку, куртку, затем обувь. Используйте игры и упражнения с раздеванием/одеванием (дети любят устраивать показ мод, деваться наперегонки…), чтобы использовать период «Я сам».
  2. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребёнок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты. Наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  3. Минимизируйте разочарование. Ребёнку, который учится одеваться, лучше предлагать свободные майки и брюки с эластичной талией – их легче всего надеть. Отложите в сторону вещи с пуговицами, молниями и кнопками до тех пор, пока ребёнок не будет готов к ним.
  4. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребёнка. Например, покажите, как держать штанишки, чтобы получилось два туннеля. И как ноги поезда входят каждая в свой туннель.
  5. Старайтесь в каждом процессе одевания и раздевания ребёнка дать ему самостоятельные действия, так он быстрее научится.
  6. Объясните малышу, как отличить переднюю часть от задней. Наиболее распространённый для этого способ – научить его, что бирка находится сзади. Шнурки или пуговицы на штанах и карманах или пуговицы на рубашках также могут помочь вашему ребёнку различать, что находится спереди и сзади.
  7. Научите малыша одеваться сидя. Снимать, надевать брюки и нижнее белье, носки и обувь ему трудно стоя. Попытка поставить правильную ногу в отверстие для ног, сохраняя равновесие, часто слишком сложна. Научите ребёнка сидеть на полу или на ступеньке либо маленьком стуле, чтобы надевать эти предметы.
  8. Сейчас появилось множество шнуровок, рамок и других развивающих игрушек с крючками и застёжками. Используйте дидактический материал с пуговицами, шнурками, молниями – это поможет ребёнку автоматизировать навык. В таких играх нет ничего плохого, но, если малыш не хочет заниматься с такой игрушкой, не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придёт время, когда ребёнок без всяких тренировок научится застёгивать пуговицы и соединять половинки молнии.
  9. Чтобы надеть куртку, попросите ребёнка сначала надеть на себя капюшон. Это гарантирует, что малыш не будет путать, какая рука входит в какой рукав.
  10. Даже если вам кажется, что ребёнок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребёнком, предлагая ему соревнования.
  11. Проговаривайте вслух названия одежды, части тела, право/лево и последовательность. Так вы развиваете у ребёнка пассивный словарный запас, пространственное ориентирование и понимание последовательности действий.
  12. Всегда берите запас времени на одевание – у ребёнка своя скорость и под неё надо подстроиться.
  13. Если ребёнок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно), боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит. Важно понимать, что ребёнок в процессе освоения этого навыка развивает координацию, мелкую и крупную моторику, речь, концентрацию внимания, и память.
  14. Если ребёнок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперёд и наизнанку). Наоборот, хвалите за попытки и самостоятельность. Не воспринимайте это само собой разумеющимся, малыша важно мотивировать похвалой.
  15. А ребёнку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
  16. Когда вы сами одеваете ребёнка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  17. Если ребёнку трудно, то сделайте действие совместно, например, вы начните стягивать носок, а он пусть закончит.
  18. Покупайте ребёнку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застёжек, свободные носочки и трусики.


WordPress Lessons