Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Ряжский детский сад № 4»

__________      Н.С. Пупкова

Утверждена на педагогическом совете

Приказ №42/1 от 30.08.2012 г.

 

 

 

 

 

Рабочая образовательная программа

«Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста

средствами народной культуры»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель МДОУ

«Ряжский детский сад №4»

Бобылева Анна Александровна

первая кв. к.

 

 

Ряжск, 2013-2018 гг.

 

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм проходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Духовно-нравственное воспитание – это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки.В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В нашем детском саду создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная индивидуальная деятельность, дифференциальный подход помогают всесторонне развивать ребенка и адаптировать его к современной жизни. Правильная организация деятельности детей – это тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью.Задача детского сада дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к культуре своего народа.

Решением главных задач воспитания и обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и духовно-нравственными нормами. Для этого я обратилась к русской народной культуре  и темой работы выбрала: «Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры».

Знакомство детей с народными произведениями, традициями, праздниками, играми укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю,  Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины. Важно, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

Свою работу по данной теме я строила на основе главных методических принципов:

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Целью моей работы является воспитание у дошкольников духовно-нравственных чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В связи с этим я ставила перед собой задачи по духовно- нравственному воспитанию дошкольников:

 

В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,потешки, поговорки, хороводы, подвижные игры, художественное творчество). Я тем самым приобщаю детей к общечеловеческим ценностям.

Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокохудожественными особенностями не обладали образы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к народному творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества,  специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы появились куклы в русских народных костюмах, предметы народного творчества, макет русской избы с атрибутами, альбомы для рассматривания, лэпбуки по теме, различные дидактические игры, атрибуты к народным играм, картотеки подвижных игр и загадок, подборка аудио и видеоматериала по теме, созданы многофункциональные уголки «Уголок ряженья», «Уголок уединения», центр «Театр».

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала образовательная программа авторов Князевой О. Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в духовно- нравственном воспитании детей, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Эта программа подсказала мне оптимальное решение в выборе методов работы и отчасти в составлении планирования. Для себя я отметила интегрированный характер перспективного плана, где представлена интеграция трех образовательных компонентов – художественное творчество, окружающий мир и фольклор.

Также, мною было изучено методическое пособие Куприной Л.С., Будариной Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Ознакомление детей с народной культурой я начала со 2 младшей группы. Составила перспективный план по месяцам и неделям. Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями.

Разработанный перспективный план рассчитан на три года деятельности по следующим направлениям:

Задачи по каждому направлению решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм:

  • НОД
  • Игровая деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Наблюдения в быту и природе
  • Праздники народного календаря и развлечения
  • Самостоятельная деятельность
  • Организация тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, диафильмов, презентаций, слушание музыки
  • Экскурсии

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно- исследовательскую, изобразительную, продуктивную, восприятие художественной литературы), что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания.

В результате работы по направлению «Знакомство с национальным бытом» дети начинают понимать сущность русской народной культуры, ее особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, создан макет русская изба со всеми атрибутами в миниатюре. Пользуемся предметами из мини-музея ДОУ. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка должны быть национальными.  Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.

Знакомство с русским народным творчеством для малышей  начинается с потешек, колыбельных песенок. Сначала мы с детьми рассматриваем картинки, иллюстрации, игрушки. После этого я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.  Особое место занимают сказки. Предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из данной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребность решать противоречия, возникающие в жизни. Все это мне помогает реализовать задачу по эмоциональной отзывчивости на произведения народного творчества.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизированные диалоги персонажей: как шел медведь, как прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с элементами переодевания, где каждое выразительное движение сопровождается меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя героем, волшебником.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в XI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в нашем саду мы возродили с детьми календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу, Пасху, Сороки. Знакомство с ними проходит через викторины, развлечения, совместные праздники, дидактические игры, разучивание закличек, попевок. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме детям преподносится что-то новое. Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. На Рождество учим с детьми колядки, делаем поделки, организовываем посиделки с рождественскими пряниками. Очень любимпраздновать Масленицу – устраиваем чаепитие с блинами. На праздник Пасхи знакомлю детей с играми крашенками – пасхальными яйцами: катание, битьё и др., на Сороки печем птичек из теста и закликаем весну на улице.

Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания имениннику. Перечень игр для удобства подбираю соответственно возрастным особенностям детей, сезону.Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы. Именно игра даёт возможность проявить себя, показать свои способности. В народных играх есть всё: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий. В то же время, они имеют строго определённые правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности с детьми 2 младшей  группы по теме «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры».

 

   

 

 

Тема

 

Интеграция ОО

 

Непосредственно образовательная деятельность

 

Организованная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

 

«Милости просим, гости дорогие»   Знакомство детей с избой и с ее хозяйкой Машенькой.

Потешка «Наша Маша»

Хороводная игра «Ленточка».
«Ходит сон  близ окон»   Знакомство с колыбелькой и  колыбельными песнями.

Использование ИКТ  Наталия Фаустова «Старинная русская колыбельная»

 

Игры с куклами (Кукла хочет спать). Рассматривание альбома «Русская изба»
«Во саду ли, в огороде» «Овощи» ознакомление с окружающим миром Знакомство с огородом детского сада, с деревянным корытцем и сечкой.

 

Хоровод «Есть у нас огород».
«Репка» Рассказывание русской народной сказки «Репка» чтение худ.литературы Знакомство с сундуком. Просмотр диафильма по сказке «Репка» Игры с настольным театром.

Рассматривание книг с русскими народными сказками.

Октябрь

 

«Как у нашего кота» Чтение стихотворений о животных. Чтение худ.литературы Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой, заучивание потешки «Как у нашего кота». Хороводная игра «Мыши водят хоровод».
«Котик, котик, поиграй» «Домашние животные» ознакомление с окружающим миром Народная игра «Мотальщики»

 

Настольная игра «Кошки — мышки», подвижная игра  «Котик по двору идет».
«Водичка, водичка умой мое личико»

 

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки. Чтение худ.литературы Знакомство детей  с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

 

Хороводная игра «Пузырь».

Игры с куклами (Кукла испачкалась). Рассматривание альбома «Русская изба». Работа с лэпбуком «Как жили люди на Руси»(предметы быта)

«Девочка и лиса» Рассказывание русской народной сказки

«Снегурушка и лиса»

чтение худ.литературы

Диафильм «Снегурушка и лиса» Игра «Кто позвал?»
Ноябрь

 

«Идет коза рогатая» Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение худ.литературы Знакомство с козой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая». Игра «Ягоды-грибочки».

 

Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к потешке.
«В мастерской дымковской игрушки»   Знакомство с дымковской игрушкой. Аппликация «Дымковские фигурки». Выставка «Дымковская карусель».

Использование ИКТ – видеоролик:  « Дымка».

Рассматривание дымковских игрушек, фотографий. Работа с лэпбуком «Как жили люди на Руси» (Что лишнее?)
«Синичкин праздник»

ОП «Зиновий-синичник. Встреча зимующих птиц».

«Птицы» ознакомление с окружающим миром Беседа о русском народном празднике «Зиновий синичник», чтение заклички про синичку. Р.н. игра с пением «Летели две птички». Рассматривание альбома «Зимующие птицы», кормление птиц на улице, наблюдение за птицами.
«Чудесный сундучок»   Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.

Игра — презентация «Волшебный сундучок». (ИКТ)

Д.и «Что было раньше, что сейчас». Лэпбук «Как жили люди на Руси».
Декабрь

 

«Уж ты, зимушка — зима» Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение худ.литературы

«Зима» ознакомление с окружающим миром

 

Разучивание потешки «Уж ты, зимушка-зима»

 

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Дидактическая игра «Варежки».

 

«Маша и медведь»

 

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». Чтение худ.литературы Народная игра «У медведя во бору».

 

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к сказке. Игры в настольный театр. Рассматривание книг с русскими народными сказками. Лэпбук «Как жили люди на Руси» (Расскажи потешку)
«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» «Столовая и кухонная посуда» ознакомление с окружающим миром Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Игра «Что можно приготовить в русской печи». Рассматривание книги М. Улыбашевой  «Русская изба от печки до лавочки» (Изд. дом «Фома», 2014г.)

Игры с макетом «Русская изба». Рассматривание книг с русскими народными сказками.

 

«Сундучок Деда Мороза»   Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Разучивание потешки «Как на тоненький ледок». Театрализация русской народной песни «Как на тоненький ледок» Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешке. Д.и. «Круглый год» (Новый год)

 

 

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

ОП  «Рождество. Святки».

Экологическая акция «Птичья ёлка»

  Знакомство  детей с Рождеством. Разучивание рождественской колядки с помощью мнемотаблицы. Сказка «Рождественская ёлочка»   (с помощью «Столика сказок»)

 

Д.и «Круглый год» (Рождество.Святки).

 

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит» «Чайная посуда» ознакомление с худ.литературой Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем». Рассматривание альбома «Русская изба». Рассматривание изображения самовара в книгах.
«Русский пряник»   Знакомство с русским пряником. Лепка из соленого теста  «Пряники для Маши».  
«Бежала лесочком».   Чтение и обыгрывание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком». Игра «Ягоды-грибочки» Рассматривание иллюстраций к потешке.
Февраль

 

 «Русский валенок» «Обувь» ознакомление с окружающим миром Знакомство с зимней обувью – валенками.

 

Подвижная игра «Валенок».
«Хозяйкины помощники»   Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Посещение мини — музея ДОУ.

Диафильм «Девочка, бабушка и курочка»

Рассматривание альбома «Русская изба». Лэпбук «Как жили люди на Руси»
Чудесный сундучок   Отгадывание загадок о предметах быта.

Д.и  «Что было раньше, что сейчас».

Рассматривание иллюстраций с предметами быта
«Масленица дорогая —  наша гостьюшка годовая»   Знакомство детей с масленицей. Чаепитие с блинами.

Видеоролик «Масленица».

П.и «Горелки с платочком». Д.и. «Круглый год» (Масленица)

 

 

Март

 

«Нет милее дружка, чем родимая матушка» Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама» чтение худ.литературы Этическая беседа «Моя любимая мама». Д.и. «Сундучок маминых дел». С.р. игра «Мамин праздник». Рассматривание открыток, фотографий фотовыставки «Мамочка и я – лучшие друзья!»
«Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки».   Знакомство с русской матрешкой.  Использование ИКТ-  мультфильм : «Секрет Матрешки» (Союзмультфильм, 2010 г.) Аппликация «Украсим сарафан матрешке». Игры с матрешками. Работа с лэпбуком «Как жили люди на Руси» (Матрешка).

Рассматривание книги Ю. Ивановой «Матрешка – кукла с секретом» издательский дом «Фома», 2014 год

«Приди, весна, с радостью»

ОП «Сороки День встречи птиц».

«Весна» ознакомление с окружающим миром Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

П.и «Жаворонок», беседа о весне, о русских обычаях.

Лепка из теста «Жаворонок». Чаепитие с булочками жаворонками

Наблюдение за птицами на прогулке. Кормление птиц.
«Петушок — золотой гребешок»   Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Слушание, разучивание и пение потешки о петушке. Использование ИКТ «Абсолютный слух», Сергей и Екатерина Железновы. Знакомство с гребешком для волос. Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к потешке.

Играем с куклами (Куклу надо причесать)

Апрель «Трень – брень, гусельки» Рассказывание русской народной сказки «Кот петух и лиса». Чтение худ.литературы. Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. Использование ИКТ «аудиозапись игры на гуслях». Д.и «Угадай, на чем играю?».

 

Рассматривание альбома «Русская изба». Лэпбук «Как жили люди на Руси»
«Заюшкина избушка» Рассказывание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Чтение худ.литературы   Д.и «Русская изба». Игры с макетом «Русская изба». Рассматривания альбома.
«Пасхальное яичко»   Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба». Беседа о празднике Пасхи.

Проведение русских народных игр с яйцами.

Д.и «Круглый год» (Пасха)
«Ярмарка деревянных игрушек».   Беседа о проведении ярмарок. Видеоролик «Русская ярмарка»  Игры с матрешками, фурчалками, богородскими игрушками.

 

Май

 

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение худ.литературы. П.и «Солнышко и дождик». (Использование ИКТ аудиозапись игры) Наблюдение за солнышком на прогулке.
«Моя семья, мои близкие родственники».ОП «День семьи» «Кто мы? Какие мы?» ознакомление с окружающим миром Беседа по фотографиям «Моя семья», составление описательного рассказа.

 

 

Рассматривание иллюстрации «Русская семья»,

 

 

«Сорока – белобока, кашу варила»   Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком Рассматривание иллюстрации к потешке художника Ю.Васнецова. Лепка горшка из пластилина.
Прощание с «избой»   Загадывание загадок, игры, хороводы.

Прощание детей с Машенькой до осени.

 

 

 

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры».

 

   

 

 

Тема

 

Интеграция ОО

 

Непосредственно образовательная деятельность

 

Организованная деятельность

 

 

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

 

«Во саду ли, в огороде»

 

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, скороговорки. Чтение худ.литературы.

«Осень золото роняет» ознакомление с окружающим миром.

«Как грядки превратились в огород с забором» конструирование

 

 

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

 

Хороводная игра «Шел козел по лесу», п.и «Капуста»
«Чудесный мешочек» «Как цветная капуста росла – росла и выросла» конструирование Повторение потешки «Наш козел». Д.и «Чудесный мешочек».

 

 
«Коровушка и бычок»

О.П «Откуда течет молочная река».

«Обитатели скотного двора» ознакомление  окружающим миром Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка Аппликация и рисование «Зеленая травка для коровы и теленка»
«Бычок – черный бочек»   Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца».

 

П.и «Коровы и волк», хороводная игра «бычок пестренький».
Октябрь

 

 

«Гуси – лебеди»

Рассказывание русской народной сказки «Гуси — Лебеди» чтение худ.литературы.

«Как труба превратилась в русскую печку с лежанкой» конструирование.

Разучивание потешки «А тари, тари, тари». П/и «Баба Яга.

Рассматривание иллюстраций к сказке. Д.и «Что можно приготовить в русской печи». Рассматривание альбома «Русская изба», рассматривание книги М.Улыбашевой «Русская изба от печки до лавочки».

 

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение потешки «А тари, тари, тари». Украшение фартука и рубахи  элементами народного орнамента.

Д.и «Подбери головной убор к сарафану»

 

«Матрешки»

 

  Беседа о разных видах росписи матрешек.опрфессиях столяр, художник

 

Игры с разными видами матрешек, сравнение матрешек. Рассматривание книги И.Шангиной «Деревенские профессии и занятия».

Д.и «Подарки с ярмарки».

 

«Хлеб – всему голова»

 

О.П «Хлеб всему голова».

  Познакомить с традицией выпечки хлеба, профессиями мельник, пекарь, хлебороб.

Народная игра «Лень»

Работа с лэпбуком «Как жили люди на Руси». Д.и «Откуда что берется». Рассматривание иллюстраций «Как наши предки выращивали хлеб».
Ноябрь

 

«Волшебные спицы»   Знакомство со спицами и вязанием на них, с предметами обихода – прялкой и веретеном.  Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья) Д.и «Волшебный клубочек»

Р.н. игра «Калечина-Малечина», п.и «Звонарь».

«Лисичка со скалочкой» Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» Чтение художественной литературы Знакомство с предметами обихода – скалкой. Посещение мини-музея ДОУ. Рассматривание иллюстраций по сказке, альбома «Русская изба»
«Игрушка – свистулька из Филимоново»   Познакомить с новым промыслом из Филимоново.

 

Рассматривание открыток, игрушек. Раскрашивание изображений игрушек в раскрасках. Лепка из пластилина по контуру. Д.и «Подбери узор»

 

«Чудесный сундучок»   Повторение знакомых потешек про животных, отгадывание загадок.

 

Д.и. «Что было раньше, что сейчас».
Декабрь

 

«Здравствуй, зимушка- зима» Чтение стихотворений о зиме. Чтение худ.литературы.

«Поет зима -аукает, мохнатый лес баюкает…» ознакомление с окружающим миром.

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Инсценировка песенки с атрибутами.
«Зимовье зверей» Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей» чтение худ.литературы.

«Как животные к весне готовятся»

Игра «Холодно-горячо». Игры с настольным театром.
«Отложи работу и иди на именины к

Федоту».

О.П «Мы знаем свои права»

«Какие мы?» ознакомление с окружающим миром. Знакомство детей со значением своего имени.

Исполнение логоритмическихпопевок,

хороводных игр: «Пропой своѐ имя»,

«Угадайка», «Каравай», «Фанты».

 

 
«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

«Зима в городе» ознакомление с окружающим миром Знакомство с празднованием Нового года. Д.и «Круглый год»
 

Январь

«Святочный

вечерок»

О.П «Рождество. Святки»

  Беседа об обычаях, традициях

русского народа, проводимые в Святочные

вечера. Разучивание колядки «Дай Бог тому…» с использованием модели

Д.и «Круглый год», рассматривание открыток
«Лиса и  козел»   Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. П.и «Водяной»
«Веселые ложки»   Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

Д.и «Отгадай, на чем играю?», игра «Постучим». Слушание русских народных мелодий

Рассматривание альбома «Народные инструменты»
«Заюшкина избушка»

 

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». Чтение художественной литературы Игра «Аюшки Игры с настольным театром, театрализация сказки, рассматривание книг с русскими народными сказками, рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к сказке.
Февраль

 

«Кукла Ляля, кукла Маша, а моя всех кукол краше»

 

«Как лоскутки стали узелковыми куклами» конструирование Беседа об истории создания куклы. Игры с тряпичными куклами.
«Русская балалайка »

 

 

  Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

Игра «Веселые балалаечники».

Аппликация «Украсим балалайку»
«Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая»

О.П «Масленица»

«В окно повеяло весною» ознакомление с окружающим миром Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины».

Чаепитие с блинами.

Д.и «Круглый год», п.и «Горелки»
«На героя и слава бежит»

О.П «Слава, защитникам Отечества»

  Беседа о русских богатырях. Д.и «собери богатыря в дорогу». Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»
Март

 

«При солнышке — тепло  при матушке – добро». Чтение стихотворений о весне. Чтение худ.литературы.

 

 

«Весенние праздники»

Беседа о  маме с  включением пословиц и  поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме. С.р. игра «Мамин день»
«Кто мы ,откуда? Где наши корни?»

О.П  «День семьи».

«Едем в гости» (Моя семья) ознакомление с окружающим миром Моя семья, мои близкие

 

родственники.

Рассматривание семейных

 

фотографий.

 

«Весна, весна, поди сюда»

О.П «Сороки»

«О тех, кто умеет летать» ознакомление с окружающим миром Беседа о старинных обычаях встречи весны Д.и «Круглый год»

П.и «Жаворонок», «Завяжи узелок».

Чтение закличек о весне.

 

«Крошечка — Хаврошечка»   Знакомство со сказкой «Хаврошечка» П.и «Бычок пестренький»
Апрель «Шутку шутить – людей насмешить» Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение худ.литературы Знакомство с Петрушкой. Игры с куклой петрушкой в кукольном центре. Игрушка – забава «Акробат на лесенке»
«В музее деревянной игрушки»   Играем в деревянные игрушки: матрешки, богородские игрушки Игры с игрушками.
«Паха» «В окно повеяло весною…» ознакомление с окружающим миром Рассказ о праздновании Пасхи.

Проведение игр с крашенками.

 

Д.и «Круглый год»

Аппликация «Писанки»

 

«Небылица — небывальщина»

«Как избушка встала на курьи ножки» конструирование Знакомство с  небылицами.

Просмотр мультфильма «Небылица небывальщина»

Самостоятельное придумывание небылиц.

Рисование «Небылицы»

Май

 

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

ОП «Салют Победы»

  Рассказ о воинах — защитниках Отечества.  
«Край родной, навек любимый!»

ОП «Стои и здравствуй, город Ряжск!»

  Беседа о родном городе. Игра – лото «Достопримечательности моего города».
«Волшебная палочка» «Как мы построили кроватки для трех медведей» конструирование Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. Д.и «Из какой сказки персонаж?», рассматривание книг с русскими народными сказками, игры с перчаточными куклами из настольного театра.
«Путешествие в историю русского быта»

 

  Загадывание загадок, игры, хороводы. Прощание детей с Машенькой до осени. Чтение детьми потешек, игры.

 

 

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры».

 

   

 

 

Тема

 

Интеграция ОО

 

Непосредственно образовательная деятельность

 

Организованная деятельность

 

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

 

«Гуляй, да присматривайся!»

 

«Уж небо осенью дышало…» ознакомление с окружающим миром

«Как мы мастерили лукошко с ручкой» конструирование

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Д.и. «Скакого дерева листочки?

Попевка «Восенушка — осень»»

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».

П.и «Суп».

Наблюдения в природе.

«В тереме расписном я живу, к себе в избу гостей приглашу!» «Были дебри, да леса — стали в дебрях чудеса» ознакомление с окружающим миром

«Что такое дом и зачем десятиручка в нем» конструирование

Знакомство с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Загадывание загадок о предметах быта.

 

Д.и. «Что было раньше, что сейчас»

Рассматривание иллюстраций в книгах с русскими народными сказками.

Игры в тряпичные куклы

«Вершки, да корешки»

 

«Как пучок золотой соломы стал игрушкой» конструирование Сказка «Мужик и медведь», Д.и «Вершки, да корешки»

Посещение огорода детского сада

Загадывание детьми загадок, Хороводные игры «Огород».
«Откуда хлеб пришел»

ОП «Хлеб —  всему голова»

«Откуда хлеб пришел» ознакомление с окружающим миром

«Как люди вырастили хлеб», «Как тесто превратилось в заплетушки» конструирован ие

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»

Знакомство со старинными  орудиями труда — цепом и серпом.

Пословицы и поговорки о хлебе.

Сказка (Столик сказок) «Золотые колоски».

 

Рассматривание альбома «Откуда хлеб пришел».

Игра «Вот оно поле».

Рассматривание книги И. Шангиной «Деревенские профессии и занятия»

Октябрь

 

 

«Октябрь пахнет капустой»

  Беседа о характерных особенностях октября. Знакомство с предметами обихода деревянным корытцем и сечкой. П/и «Капустка», «Колышки»

Лепка из пластилина «Капустка»

Д.и «Круглый год» (Сергиев день)

«У семейного очага»

ОП «Старость надо уважать»

  Как живут в деревне. Добрые избы. Знакомство с пословицами о семье. Беседа о добрых традициях семьи. Рассматривание семейных фотографий
«Покрой Покров избу теплом, а нас добром»   Беседа о празднике покрова, знакомство с историей возникновения, традициями и обычаями проведения. Павлово – посадские платки. Д.и. «К какому наряду платок».

Аппликация «Украсим платок для Маши»

Д.и «Что лишнее?» (головные уборы)

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый» чтение худ.литературы Беседа о взаимовыручке и поддержке. Диафильм по сказке.

 

Свободное рисование по сказке.
Ноябрь

 

«Зиновий синичник»

ОП «Зиновий-синичник. Встреча зимующих птиц».

 

  Беседа о характерных особенностях ноября.

Знакомство с обычаями и традициями  народного календарного праздника «Зиновий синичник» через заклички, поговорки, приметы.

Д.и. «Круглый год» (Зиновий синичник)

Наблюдение на прогулке за птицами, кормление птиц. Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Р.н. игра «Летели две птички».

«Русский народный костюм» «История русского костюма» ознакомление с окружающим миром Знакомство с историей народного костюма, с его элементами, Аппликация «Укрась сарафан», «Укрась рубаху».Рассматривание соответствующих репродукций.

Игры в уголке ряжения

«Эх! Лапти мои, лапти липовые»   Совершенствовать знания о национальной одежде.

Диафильм «Чудесныелапоточки».

П.и. «Лапти»
«Гончарные мастеровые»   Д.и. «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой

«Лиса и кувшин».

Лепка горшка из пластилина.

Рассматривание книги И.Шангиной «Деревенские профессии и занятия».

Д.и «Кому что нужно для работы?»

Рассматривание открыток «Скопинская керамика».

Декабрь

 

«Здравствуй, зимушка — зима» Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Чтение художественной литературы

«Идет волшебница зима» ознакомление с окружающим миром

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз»

 

Рассматривание открыток.
«Традиции чаепития на Руси»  

 

 

Познакомить с традициями чаепития на Руси, самоваром.

Виды чая.

Делаем сбор из чая самостоятельно.

Лепка из пластилина «Угощения для кукол»

 

«Проказы старухи зимы

 

  Повторение заклички «Ты Мороз». Знакомство со сказко К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

 

Свободное рисование на тему «Зима».

Загадывание загадок о зиме.

«Новогодняя ярмарка» «Как мы создали усадьбу Деда Мороза» конструирование.

 

«Ярмарка» ознакомление с окружающим миром

 

  Игры в народные деревянные игрушки: бирюльки, подкиды, блошки, блошки в плошке

 

 

Январь

«У нас рождественский Сочельник»

О.П «Рождество. Святки»

  Беседа об обычаях колядования, проведение русских народных игр с использованием прибауток, потешек.

Разучивание колядок. Участие в общем празднике.

 

Д.и. «Круглый год» (рождество)

Вырезание по контуру «Рождественский ангел».

«Гуляй, да присматривайся»   Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

 

Игры с перчаточными куклами и настольным театром.
«Хороший город Городец!» «В гости к городецким мастерам» ознакомление с окружающим миром Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Д.и «Продолжи узор», «Что лишнее?»

Д.и «Подарки с ярмарки»

Рассматривание открыток и альбомов.

«Хохлома»

 

«Путешествие к мастерам хохломы» ознакомление с окружающим миром Просмотр мульфильма «Золотая хохлома» Д.и «Продолжи узор».

Д.и «Подарки с ярмарки»

 

 

Февраль

 

«Гуляй, да присматривайся»

 

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Чтение худ.литературы Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

 

 
«Народная тряпичная кукла» «Как лоскут скрутился в куклу» конструирование Знакомство с народными тряпичными куклами. Изготовление куклы колокольчик. Выставка «Колокольчик – куколка добрых вестей» Игры с тряпичными куклами.
«Масленица Прасковейка- встречаем тебя хорошенько»

О.П «Масленица»

«Широкая Масленица!» ознакомление с окружающим миром

«Как лоскутные куклы повели хоровод» конструирование

Беседа о масленице. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на праздник. Загадки и народные игры.

Просмотр мультфильма «Масленица»

Д.и «Круглый год»

 

«На героя и слава бежит»

О.П «Слава, защитникам Отечества»

  Чтение отрывков из былин «Добрыня Никитич и Змей», «Садко». Рассматривание и обсуждение картины В.В. Васнецова «Богатыри». Д.и. «Герои русских былин».

С.р игра «Богатыри»

Март

 

«При солнышке — тепло  при матушке – добро». Составление сказок по пословицам. Чтение худ.литературы Беседа о  маме с  включением пословиц и  поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме. Рассматривание фотографий, открыток. Изготавливаем открытку для мамы.

Д.и. «Мамины дела»

«Гуляй, да присматривайся»   Беседа о характерных особенностях марта. Разучивание заклички о весне «Жаворонки прилетели» Наблюдение на прогулке за птицами, за изменением в природе
«Жаворонки, прилетите»

О.П «Сороки»

  Обряд кликанья птиц на улице.

Делаем тряпичных птичек и украшаем ими веточки деревьев.

Д.и «Круглый год»

П.и «Жаворонок.

«Дымка» «В гости к дымковским мастерам» ознакомление с окружающим миром Рисование «Дымковская барыня» Д.и «Подарки с ярмарки»

Рассматривание открыток.

Апрель «Шутку шутить – людей насмешить»   Знакомство с   потешным фольклором —  дразнилками, скороговорками. Рассказ о характерных особенностях апреля. Игры с игрушками – забавами. Придумывание шуток и небылиц.
«Вербное воскресенье»   Беседа о праздновании Вербного воскресенья. Народная игра «Верба — Вербочка», «Ерыкалище».
«Светлый праздник наступил – людям праздник подарил!»   Беседа о празднике Пасха,  о значении пасхальных символов. Д.и «Круглый год » (Пасха). Игры с крашенками.
«Красная горка»   Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Проведение игр с яйцами. Рисуем «Писанки»
Май

 

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

ОП «Салют Победы»

  Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора» Рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток.
 

«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать!»

 

  Знакомство с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. Посещение мини – музея ДОУ

 

Д.и  «что было раньше, что сейчас».
«Филимоновская игрушка» «Филимоновская игрушка» ознакомление с окружающим миром   Д.и «Подарки с ярмарки». Рассматривание открыток, подлинных игрушек. Раскрашивание альбомов с изображением игрушек.
«Прощание с избой»   Загадывание загадок, игры, хороводы.Прощание детей с Машенькой.  

 

Мониторингпо теме  «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры».

Цель: Определить уровень сформированности представлений детей о культуре и быте русского народа, народных праздниках, играх, фольклоре; выявить интерес к культуре и традициям своего народа.

Для определения уровня сформированности представлений детей окультуре и быте русского народа, народных праздниках, играх, фольклоре, используются критерии, отражающие содержание программного материала:

— знание содержания сказок;

— умение узнавать героев русских народных сказок;

— умение с помощью воспитателя называть народные праздники («Рождество», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха»);

— знание предметов народного быта;

— умение рассказывать потешку с помощью воспитателя;

— знание народных игр и умение в них играть;

— знание предметов декоративно – прикладного искусства (матрешка, дымковская игрушка);

— знание музыкальных народных инструментов, узнавание их звучания на слух (гусли, ложки, балалайка, колокольчик, бубен);

Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме, а также в форме бесед и наблюдений. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие.

Задание 1.

Дидактическая игра:  «Расскажи сказку».

Цель:

Выявить умение связно передавать простое содержание известной сказки.

Методика диагностики:

Предложить ребенку рассказать сказку на выбор.

Оценки:

3 балла – ребенок свободно рассказывает сказку;

2 балла – ребенок рассказывает сказку с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок испытывает трудности в рассказывании сказки;

0 баллов  – ребенок не рассказывает сказку.

 

Задание 2.

Дидактическая игра:  «Из какой сказки персонаж?».

Цель:

Выявить умение по иллюстрации узнавать героя сказки и называть сказку.

Методика диагностики:

Предложить ребенку несколько иллюстраций с изображением героев русских народных сказок. Ребенок должен сказать название сказки и назвать героя (героев).

Оценки:

3 балла – ребенок знает 5-6 сказочных героев, умеет узнавать их по иллюстрациям, знает из какой сказки персонаж.

2 балла – ребенок знает 3-4 сказочных героя, узнает их по иллюстрациям, может сказать из какой сказки персонаж;

1 балл – ребенок знает 1 -2 сказочных героя, узнает их по иллюстрациям, может сказать из какой сказки персонаж.

0 баллов – ребенок не узнает и не знает,  из какой сказкиперсонаж.

 

Задание 3.

Знание народных праздников. Дидактическая игра:  «Круглый год».

Цель:

Выяснить особенности отношения и представления об основных народных праздниках русского народа, об обычаях и атрибутике, связанных с ними.

Методика диагностики:

Детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены русские народные праздники, выбрать те, которые они знают, назвать их. Рассказать об этом празднике.

Оценки:

3 балла —  ребенок называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды;

2 балла – ребенок называет не более 3 народных праздников, раскрывает их содержание, традиции и обряды;

1 балл – ребенок называет не более 1-2 народных праздника, раскрывает их суть с помощью наводящих вопросов воспитателя;

0 баллов – ребенок путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть.

 

Задание 4.

Индивидуальная беседа по иллюстрации «Русская изба»

Цель:

Определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта.

Методика диагностики:

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку «Русская изба», рассказать, что они видят, какие предметы на картинке знакомы, для чего они нужны.

Оценки:

3 балла – ребенок называет и знает назначение 4-5 предметов народного быта, проявляет интерес к теме;

2 балла – ребенок называет и знает назначение  2-3 предметов народного быта, проявляет интерес к теме.

1 балл – ребенок называет лишь один предмет народного быта, знает его назначение,  проявляет интерес к теме.

0 баллов – ребенок не знает ни одного предмета народного быта, интереса к теме не проявляет.

Задание 5.

«Расскажи потешку»

Цель:

Выявить умение  рассказывать потешку самостоятельно, эмоциональный отклик на потешку.

Методика диагностики:

Наблюдение воспитателя за ребенком, при удобном случае, в режимных моментах попросить детей рассказать знакомую потешку.

Оценки:

3 балла – ребенок умеет самостоятельно употреблять потешки в режимных моментах детского сада, положительно эмоционально реагирует на потешный материал;

2 балла – ребенок рассказывает потешку вместе с воспитателем, эмоционально реагирует на потешный материал;

1 балл – ребенок эмоционально реагирует на потешный материално испытывает трудности в рассказывании потешки;

0 баллов  – малые формы фольклора не вызывают эмоционально положительного отклика, ребенок не проговаривает вместе с воспитателем потешку.

 

Задание 6.

Экспериментальная ситуация «Выбери игру».

Цель:

Выявить знание детьми русских народных игр, умение в них играть, определить особенности интереса детей к русским народным играм.

Методика диагностики:

Детям предлагается рассмотреть картинки с сюжетами народных и современных игр, выбрать из них те, на которых игры нравятся больше других, обосновать свой выбор. Выяснить в какие игры хотелось бы поиграть. Потом попросить выбрать картинки с теми играми, которые дети видят впервые, выяснить, хотели бы они узнать о них и поиграть в них.

Оценки:

3 балла –  ребенок знает 4-5 русских народных игр, как в них играть, проявляет интерес и желание узнать что-то новое,активно участвует в играх;

2 балла –  ребенок знает 2-3 русские народные игры, может рассказать правила игры частично, проявляет интерес и желание узнать что-то новое, активно участвует в играх;

1 балл – ребенок знает не более 1 русской народной игры, объяснить правила  может с помощью воспитателя, проявляет интерес.

0 баллов —  ребенок не знает ни одной русской народной игры и интереса не проявляет.

 

Задание 7.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель:

Выявить знания детей о народной игрушке, ее признаках, умение в нее играть.

Методика диагностики:

Детям предлагается рассмотреть народные игрушки, выбрать те, которые им знакомы, рассказать по каким признакам определили, показать, как в них играть.

Оценки:

3 балла –  ребенок знает 3 народные игрушки, умеет обосновывать свой выбор, проявляет интерес, умеет в них играть;

2 балла – ребенок знает 1-2 народные игрушки, обосновывает свой выбор, проявляет интерес, умеет играть;

1 балл – ребенок знает не более 1 народной игрушки, с помощью наводящих вопросов обосновывает свой выбор, умеет играть, проявляет интерес ;

0 баллов – ребенок не имеет никакого представления о народных игрушках, не проявляет интереса к декоративно — прикладному искусству.

 

Задание 8.

Дидактическая игра «Угадай, на чем играю».

Цель:

Выявить знания детьми музыкальных народных инструментов, умение узнавать их по звучанию.

Методика диагностики:

Детям предлагается послушать аудио записи народных музыкальных инструментов, определить какой инструмент звучит, назвать и найти подходящую картинку.

Оценки:

3 балла – ребенок по аудиозаписи узнает звучание 3 народных музыкальных инструментов, может назвать их и соотнести с картинками;

2 балла —  ребенок по аудиозаписи узнает звучание 1-2 народных музыкальных  инструментов, может назвать их и соотнести с картинками;

1 балл – ребенок по аудиозаписи узнает звучание не более 1 народного музыкального инструмента, может назвать и соотнести с картинкой самостоятельно или при помощи взрослого;

0 баллов – ребенок не узнает ни одного музыкального инструмента, ни по аудиозаписи, ни по картинке.

Таблица.  Данные мониторинга по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры» в ________ группе  (____-____гг.).

 

 

  Имя ребенка Знание содержания сказок Умение узнавать героев русских народных сказок Знание основных народных праздников и обычаев, связанных с ними Знание предметов народного быта Знание и использование в речи малых фольклорных форм Знание народных игр и умение в них играть Знание народных игрушек и умение в них играть Знание музыкальных народных инструментов, узнавание их звучания на слух Итог  

 

 

 

 

%

Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г
1.                                          
2.                                          
3.                                          
4.                                          
5.                                          
6.                                          
7.                                          
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
Критериии оценки %

3 балла

2 балла

1 балл

                                       

 

Список используемой литературы.

  1. Абрамова А.А. «Введение в традицию». М: «Никея», 2014г.
  1. Астахова Н. «Ладушки» Энциклопедия детского фольклора. Методическое пособие для взрослых. Для чтения детям. «Белый город», 2016г.
  2. Белов Н. «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день». Минск: «Харвест», 2011г.
  3. Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2013г.
  4. Борзова Л.П. «Иллюстрированная история России.VIII- начало XXвека», М: «Росмэн», 2016г.
  5. Васнецова Е.Ю. «Сон да дрема»колыбельные», СПб: «Акварель», 2013г.
  6. Ватман В.Г « Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград
  7. Виневская А.В. «Игры, потешки, стихи», М: «Издательские решения», 2016г.
  8. Дайн Г.Л  «Русская игрушка» М: 1987 г
  9. Данилина Г. Н.«Дошкольнику- об истории и культуре России»,   Сатурн-С, 2003
  10. Жукова Р.А « Игра. Как средство развития культурно-нравственных ценностей детей» Волгоград.
  11. Журнал « Ребенок в детском саду» 2008,2009г
  12. Иванова Ю. «Матрешка- куколка с секретом», М: «Фома», 2014г.
  13. Клиентов А.Е. «Народные промыслы», М: «Белый город», 2016г
  14. Князева О.Л,  Маханева М.Д  « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург, «Детство – ПРЕСС»2008 г.
  15. Кондрыкинская  Л. А.«Дошкольникам о защитниках Отечества», М, «Сфера» 2005
  16. Костюченко М. «Русские промыслы. Головоломки, лабиринты», СПб: «Питер», 2017г.
  1. Костюченко М. «Русские праздники. Головоломки, лабиринты», СПб: «Питер», 2017г.
  1. Куприна Л.С, Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений СПб 2008
  2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». М: «Просвещение», 1986г.
  3. Лунина Л.В  «Воспитание детей на традициях русской культуры» ЦГЛ – 2005г
  4. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка», журнал «Карапуз», 2002г.
  5. Лялина Л.А «Народные игры в детском саду» методические рекомендации. Творческий центр Сфера, Москва 2008
  6. Межиева М.В. «Праздники на Руси», М: «Белый город», 2009г.
  7. Моргуновская Ю.О «Русские обережные куклы» семейная энциклопедия, Москва: Эксмо, 2016 г.
  8. Мудрагель Л.Д. «Русская народная одежда в образах авторских кукол» все о традициях и истории русского народного костюма. М: «Эксмо», 2016г.
  9. Науменко Г.М. «Гори, гори ясно» полное собрание русских народных детских игр с напевами. «Белый город», 2016г.
  1. Науменко Г.М. «Чай-чай, выручай» полное собрание русских народных детских игр с напевами. «Белый город», 2016г.
  1. Науменко Г.М. «Весна — красна, ты на чем пришла» энциклопедия детского фольклора. «Белый город», 2012г.
  2. Новицкая М. «Родная земля» введение в народоведение, М: «Дрофа», 1992г.
  3. Панкова Т.М., Сахарова О.М. «По обычаю дедову» путеводитель по экспозиции Певческого корпуса Рязанского кремля. М.: «Северный поломник», 2011г.
  4. Русские обычаи и обряды. /Автор – сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005.
  5. Слепцова М.С., Морозов И.А. «Забавы вокруг печки» русские народные традиции в играх.М: «Роман — Газета», 1994г.
  6. Стадольникова Т.А. «История Нового года». М: «Рипол классик», 2014г.
  7. Стадольникова Т.А. «Рождественская звезда». М: «Рипол классик», 2014г
  8. Улыбашева М. «Русская изба: от печки до лавочки». М: «Фома», 2014г.
  9. Шангина И.И. «Русский традиционный быт» энциклопедический словарь. СПб: «Азбука классика», 2003г.
  10. Шангина И.И. «Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия», СПб-М, «Речь»,  2016г.

Интерактивная игра «Быт и праздники русского народа» АНО «МультимедиастудияМарт», 2009г.

Интернет- ресурсы:

  1. www.Olesya-Emelyanova.ru.
  2. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

3.http://tcherchenko.tomsk.ru/tradition/solarcircle

  1. http://www.karakyli.ru/
  2. https://www.portal-slovo.ru/authors/7.php?sphrase_id=135202
  3. http://audiobook-online.com/?page_id=2084

7.http://rodnaya-tropinka.ru/

 

 


WordPress Lessons