Рабочая программа воспитания

Оглавление

  1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3-4

1.2. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса

1.3. Специфика расположения ДОУ……………………………………….4

1.4. Особенности социального окружения ДОУ………………………….4-5

1.5. Источники положительного или отрицательного влияния на детей..5

1.6. Значимые партнеры ДОУ в воспитательной работе………………….5

1.7. Особенности контингента воспитанников……………………………5-6

1.8. Оригинальные воспитательные находки ДОУ…………………………6

1.9. Основные традиции воспитательного процесса……………………….6-7

1.10. Принципы и подходы…………………………………………………….7-8

1.11. Цель и задачи воспитания……………………………………………….8-9

1.12. Планируемые результаты………………………………………………9-10

2. Содержательный раздел

2.1. Виды, формы и содержание деятельности………………………………..11

Инвариантные модули

2.1.1.  Модуль «Календарь знаменательных дат и событий»……………11-13

2.1.2. Модуль «Образовательная деятельность»…………………………13-18

2.1.3. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»…………18-20

2.1.4. Модуль  «Взаимодействие с родителями»…………………………..20-23

Вариативные модули

2.1.5. Модуль «Будь здоров, малыш!»  (воспитание здорового образа жизни и безопасности)………………………………………………………………..23-25

2.2.  Основные направления самоанализа воспитательной работы………25-26

3. Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и

средствами воспитания………………………………………………………27-28

3.1.1.Литература………………………………………………………………28-32

 

3.1.2.Наглядный, дидактический материал………………………………….32-33

3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………………………………………………33-35

3.3.Модель образовательного процесса на день в ДОУ………..35-38

Приложение 1 Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой раздел
  • Пояснительная записка

Программа воспитания (Программа) является обязательной частью ООП МДОУ «Ряжский детский сад № 4». Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  4. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 — 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  5. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

Программа учитывает «Примерную программу воспитания», которая разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Назначение программы воспитания – создать и реализовать содержание воспитательной деятельности, направленной на решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Программа показывает, каким образом педагоги  реализуют

воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули — это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении.

К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.

Срок действия рабочей программы воспитания с 01 сентября 2021 по 31 августа 2022 года.

Содержание Программы может пополняться в течение года в зависимости от общественно значимых акций, событий, тематических дней.

 

1.2. Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса

1.2.1. Специфика расположения ДОУ.

ДОУ расположено в микрорайоне с среднеэтажной застройкой. В связи со спецификой расположения актуальными являются модули: «Организация образовательного процесса», «Организация предметно-пространственной среды»,  «Воспитание культуры здорового образа жизни»,

 

1.2.2. Особенности социального окружения ДОУ

В непосредственной близости от ДОУ располагаются жилая зона многоквартирных домов, МОУ СОШ № 2, поликлиника, районная больница, городской стадион, магазины, филиал городской библиотеки и другие социальные учреждения. В связи со спецификой особенностей социального окружения востребованными оказываются проекты, направленные на:

— гражданское воспитание (создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества);

— патриотическое воспитание (формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;  развитие краеведческой деятельности);

— духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных жизненных ситуациях;

— экологическое воспитание (формирование у детей представлений о взаимосвязи природы с жизнью человека, ознакомление  с правилами поведения в природе, сознательное следование этим правилам; воспитание культуры экологического поведения):

— художественно-эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию (литературному, музыкальному, художественному, театральному и мультипликационному); развитие эмоционально-образной речи, создание условий для эстетического восприятия объектов и явлений природы, архитектуры и дизайна; развитие понимания того, что в каждое изделие вложены знания, труд и творчество человека);

— трудовое воспитание (создание условий для освоения детьми приёмов трудовой деятельности, знакомство с трудом людей , с профессиями,  воспитание интереса к коллективному труду, уважительное и бережное отношение к результатам труда, материалам, инструментам);

— воспитание культуры здорового образа жизни (формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование навыков безопасного поведения на дороге, в природном окружении, дома; формирование в детской и семейной среде мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом; развитие культуры здорового питания);

1.2.3. Источники положительного или отрицательного влияния на детей

Положительное влияние на процесс воспитания оказывают взаимодействие с сетевыми партнерами (учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения), участие в районных, областных, общероссийских социальных, патриотических акциях, конкурсная активность, встречи с представителями профессиональных сообществ, сотрудничество со школами.

Отрицательное влияние на процесс воспитания оказывают увлечение родителей ранним и бесконтрольным приобщением дошкольников к средствам массовой информации, гаджетам, бесконтрольный доступ в Интернет в семьях.

1.2.4. Значимые партнеры ДОУ в воспитательной работе

МОУ СОШ № 2, № 3;

Городской краеведческий музей.

УО и МП.

Поликлиника.

Детская библиотека.

Городской ДК.

Городская ПЧ.

ГИБДД Ряжского района.

Воскресная школа пи Никольском храме.

 

1.2.5. Особенности контингента воспитанников

Воспитанники в возрасте от 2 лет до 8 лет. Группы общеобразовательной

направленности.

1.2.6. Оригинальные воспитательные находки ДОУ

 В работе педагогов:

— деятельность творческих групп для повышения педагогического мастерства, обмена мнениями, развития творческой составляющей;

— использование педагогического часа для обсуждения различных теоретических и практических аспектов, проведения презентаций, практикумов, решения педагогических ситуаций, повышения культуры и кругозора;

— смотры, презентации, мастер-классы.

В работе с детьми:

— метод образовательных проектов,

— патриотические, экологические, социальные акции,

— опытно-экспериментальная деятельность,

— технология «Нетрадиционные техники рисования,

— конкурсы, фестивали, смотры разного уровня,

— внешние ресурсы.

Во взаимодействии с родителями:

— совместное участие в проектах,

— трудовые, экологические, патриотические акции,

— выставки детско-родительского творчества,

— семейные чтения,

— детско-родительские конкурсы разного уровня,

— родительская приёмка к новому учебному году,

— дегустация блюд, приготовленных в ДОУ.

1.2.7. Основные традиции воспитательного процесса

  1. Основой годового цикла воспитательной работы являются мероприятия «Календаря знаменательных дат и событий»,  коллективные дела группы детей под руководством воспитателя,  через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников. В проведении мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле.
  2. Важной чертой каждого праздничного события и большинства используемых для воспитания других совместных проектов педагогов, родителей и воспитанников является коллективное взаимодействие всех участников.
  3. В ДОУ создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до участника, организатора.
  4. Педагоги ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе.
  5. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками.
  6. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своего Отечества и родного края являются организация предметно-развивающей среды: музейных уголков, тематических экспозиций, выставок, макетов.
  7. . В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, информационную, технологическую, психологическую  поддержку коллегам в организации воспитательных, конкурсных мероприятий.
  8. . В ДОУ организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, обсуждения и решения конкретных воспитательных задач в совместной деятельности.

 

1.3. Принципы и подходы

Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования:

— поддержка разнообразия детства;

— сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

— уважение личности ребенка;

— значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

— организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

 

Данные принципы реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе.

 

 

1.4. Цель и задачи воспитания

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).

Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ.

Цель: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 

Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.

Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи.

 

 

Задачи:

 

  1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

 

  1. Использовать в образовании детей возможности проектной деятельности.

 

  1. Воспитывать культуру здорового образа жизни;
  2. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  3. Объединять воспитательные ресурсы семьи и ДОУ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

 

1.5. Планируемые результаты воспитательной работы

Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

— быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым;

— уважать старших и заботиться о младших;

— стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

— быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;

— любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество;

— беречь и охранять окружающую природу;

— соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

 

На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения.

Программа направлена на достижение воспитанниками целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования:

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей до 3 лет

 

— ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

— ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

 

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей 3 – 7 (8) лет

 

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается

разрешать конфликты;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержательный раздел

2.1.  Виды, формы, содержание деятельности

 

Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

 

2.1.1 Модуль «Календарь праздничных дат и важных событий»

Календарь праздничных дат и событий является основой воспитательной работы в ДОУ и включает в себя помимо собственно праздников, праздничные события, творческие проекты, культурные практики, приуроченные к памятным датам.

Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству.

В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Это позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.

Мероприятия могут быть связаны с муниципальным, региональным и Всероссийского уровнем.

 

Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе детей и взрослых.

Задачи:

  1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
  2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
  3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка, старший-младший, член коллектива, житель своего города, гражданин своей страны.
  4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий.
  5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности.
  6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям.

Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Модуль может быть реализован во всех 5 образовательных областях.

Традиционным для дошкольного учреждения является проведение:

На Всероссийском уровне:

— реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий,

приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации.

На региональном уровне:

— участие в региональных праздниках и праздничных событиях.

На районном уровне:

— участие учреждения в районных праздниках и праздничных событиях.

На уровне ДОУ:

— планирование и проведение традиционного празднично-событийного цикла ДОУ, в соответствии с годовым планом работы (праздники, досуги, важные события, культурные практики, проекты;

— создание музейных уголков, праздничных экспозиций, украшений, выставок, макетов и др.

На индивидуальном уровне:

индивидуальная работа с воспитанниками по подготовке к праздникам и праздничным событиям;

— индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по подготовке к праздникам и праздничным событиям.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,  коммуникативная, изобразительная, конструирование и ручной труд, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая, восприятие художественной литературы, фольклора.

Основные формы и содержание деятельности:

  1. Образовательные проекты.

В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.

  1. Совместные игры.

Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.

Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, игры- путешествия.

  1. Творческие мастерские.

В мастерских ребята занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Создают различные макеты, самодельные книги и альбомы, подарки, поделки для выставок, социальных акций. Вместе с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для праздников, театральных постановок.

  1. Выставки.

По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные.

  1. Социальные патриотические, экологические акции.

В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники ДОУ. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию.

  1. Конкурсы, досуги, викторины.

Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников.

  1. Музыкально-театрализованные представления.

Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной.

  1. Физкультурные и оздоровительные мероприятия.

В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, развлечения, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.

2.1.2 Модуль «Организованная образовательная деятельность»

В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. В ДОУ усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности (ООД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др.

Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.

В содержание ООД включается проектная деятельность, которая способствует воспитанию ценностных ориентиров, навыков партнёрского взаимодействия.

 

Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей:

 

Образовательная область

 

Основные задачи воспитания
Социально-коммуникативное развитие 1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу.

3. Развивать коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты.

4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

5. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье.

6. Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность.

7. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

8. Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям.

 

Познавательное развитие 1. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края.

2. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей.

3. Формировать положительное и бережное отношение к природе.

4. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций.

5. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества.

 

Речевое развитие 1. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы.

2. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения.

3. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность.

4. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений.

5. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений.

 

Художественно-эстетическое развитие 1. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.

2. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства.

3. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы.

4. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

5. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности.

6. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений.

 

Физическое развитие 1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

3. Воспитывать культуру еды.

4. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам.

5. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

 

 

В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, художественно-эстетическая. изобразительная, конструирование и ручной труд, двигательная, восприятие художественной литературы, фольклора.

Основные формы и содержание деятельности:

  1. Образовательные проекты

Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

 

  1. Образовательные ситуации.

В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.

  1. Мотивационно-побудительные игровые ситуации.

Это игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию.       Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона.

  1. Обсуждение.

Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил.

  1. Коммуникативные игры.

Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.

5.Дидактические игры.

Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.

6.Продуктивная деятельность.

Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива.

  1. Игры-практикумы.

Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

  1. Применение ИКТ.

На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы , видеоспектакли по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни, безопасность.

9.Чтение

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В процессе общения с книгою ребёнок не только познает мир, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, в нём  формируется нравственная и культурная основа личности. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.  Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

10.Театрализованные игры, инсценировки

Эта деятельность направлена на формирование личностных качеств ребёнка. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

  1. Наблюдения

Накопление ребёнком информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. У ребёнка формируется опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической,  познавательной деятельности детей.

Созерцание, рассматривание и наблюдение связаны и с формированием эмоционально-эстетической сферы ребёнка.

 

  1. Опыты, эксперименты

Элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познания его свойств, связей и т.п. Формируется познавательная активность ребенка, усвоение разных способов положительного достижения результата, опыт творческой деятельности, сп­ос­обность выражать с­обственные мысли, уметь принимать решения, п­ом­огать друг другу, ф­ормулир­овать интересы и ­ос­ознавать свои

в­озм­ожн­ости. При­обретаемый п­оиск­овый ­опыт пом­ожет в дальнейшем успешн­о развивать тв­орческие сп­ос­обн­ости, любознательность, формир­овать труд­овые навык­и,  укреплять зд­ор­овье за счет п­овышения ­общег­о ур­овня двигательн­ой активн­ости.

  1. Экскурсии, пешие прогулки.

Это виды занятий по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Они являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка — познавательный интерес, потребность получать новые знания, расширение кругозора, развитие эмоциональной отзывчивости — это закладывает основы нравственного облика, способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

 

2.1.3. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»

Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно-пространственная среда (РППС).

При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности.

Необходимым компонентом воспитания является и художественно-эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми.

Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ.

Задачи:

  1. Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности.
  2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых.
  3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения.
  4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта.

Виды совместной деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, трудовая, изобразительная, конструирование и ручной труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Основные формы и содержание деятельности:

  1. Совместное оформление интерьера группы.

Дети совместно с педагогами оформляют центры активности, уголки в группе. Например, изготавливают самодельные книжки в «Книжный уголок», лепят угощение для кукол в «Кукольный уголок», создают макеты, поделки в «Уголок природы» и т.д.

Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда.

2.Совместное оформление помещений ДОУ.

В коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей.

3.Событийный дизайн.

Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День рождения поэтов, писателей, Новый год, День Победы, и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно с взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, плакаты и пр.

4.Благоустройство территории ДОУ.

Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда ДОУ при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир воспитанника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком ДОУ.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через формы работы

На Всероссийском уровне:

 реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий,

приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации.

На региональном уровне:

\— участие в мероприятиях, проводимых по направлению модуля.

На районном уровне:

— презентация педагогического опыта организации РППС  на семинарах, районных методических объединениях.

 

На уровне образовательной организации:

— в образовательном процессе используется игровое наполнение различной

деятельности детей (повседневных событий, обучающих мероприятий и пр.);

— размещение на стенах, стендах образовательного учреждения регулярно сменяемых экспозиций творческих работ дошкольников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов, плакатов об интересных событиях, происходящих в образовательном учреждении (проведенных ключевых делах, экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);

— озеленение территории образовательного учреждения, разбивка клумб, создание экологических модулей, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий;

— акцентирование внимания дошкольников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции, макеты, бизиборды) на важных для воспитания ценностях ДОУ, его традициях, правилах.

На уровне группы:

— благоустройство групп, событийный дизайн, осуществляемые воспитателями вместе с воспитанниками и родителями, позволяющие воспитанникам проявить свои фантазию и творческие способности.

На индивидуальном уровне:

—  индивидуальная работа с воспитанниками для реализации их творческого потенциала;

— индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по оформлению и дизайну к важным событиям.

 

2.1.4.   Модуль «Взаимодействие с родителями»

 

Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей.

Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования.

Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам.

Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений.

Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе.

Задачи:

  1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
  2. Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка.
  3. Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий.

Основные формы и содержание взаимодействия с родителями:

  1. Анкетирование, опрос.

Данные формы используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  1. Консультации.

Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий.

  1. Мастер-классы.

Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.

  1. Педагогический тренинг.

В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.

  1. Круглый стол.

Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.

  1. «Телефон доверия».

В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит через мессенджер WhatsApp и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.

  1. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования.

Совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей.

  1. «Мастерская».

В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений, конкурсов, выставок и других мероприятий.

  1. Родительские собрания.

Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.

  1. Родительские акции.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ, участие в процессе воспитания и обучения детей, организация новых эффективных форм взаимодействия.

  1. Родительские форумы в сообществах в «В контакте».

Обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации  педагогических работников, руководителя ДОУ.

Для реализации модуля в ДОУ используются следующие формы работы.

На Всероссийском уровне:

— реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий,

приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации.

На региональном уровне:

— участие в мероприятиях, проводимых по направлению модуля.

На районном уровне:

— участие представителей родительской общественности ДОУ в районных конкурсах и соревнованиях;

— участие ДОУ в конкурсах детско-родительских проектов;

— участие ДОУ в методических районных мероприятиях в рамках направления модуля.

На уровне ДОУ:

— совместное проведение традиционного празднично-событийного цикла ДОУ, в соответствии с годовым планом работы (праздники, досуги, важные события, культурные практики, проекты;

— создание музейных уголков, праздничных экспозиций, украшений, выставок, макетов и др.

— Совет родителей (законных представителей) участвующий в управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

— деятельность консультативного пункта, круглые столы с приглашением специалистов, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми;

— Телефон доверия для родителей

—  приглашение родителей на значимые мероприятия, проходящие в ДОУ, участие в патриотических, экологических, трудовых акциях     родительские дни, во время которых родители могут посещать

занятия и праздничные события для получения представления о ходе образовательного процесса в образовательной организации;

—  общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее важных проблем обучения и воспитания дошкольников.

На групповом уровне:

— реализуются образовательные проекты совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

На индивидуальном уровне:

—  работа педагогов по запросу родителей для решения конфликтных

ситуаций;

—  участие родителей в педагогических мероприятиях, собираемых в случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

— индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

2.1.5. Модуль  «Будь здоров, малыш!» (воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности)

Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии.  Кроме того, культура здоровья базируется на

личностных и социально значимых способах организации жизнедеятельности, ориентированных на развитие физического, психического и социального благополучия, недопущения развития недомоганий и различного рода заболеваний.

 

Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, физических упражнений, прогулок.

Задачи

  1. Закаливание организма, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
  2. Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни.
  3. Организация сна, здорового питания, воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного режима дня.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

— формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

— формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

Для реализации модуля в образовательной организации используются следующие формы работы, включающее содержание, способствующее воспитанию культуры здорового образа жизни у воспитанников:

На Всероссийском уровне:

—  реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий,

приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации.

На региональном уровне:

— участие в конкурсах,  флэшмобах,  по направлению здоровьесбережения.

На районном уровне:

— трансляция передового педагогического опыта по здоровьесбережению.

На уровне образовательной организации:

— создание здоровьесберегающей среды;

— продолжение работы по осуществлению мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей, закаливания, повышения защитных сил организма;

— обеспечение рационального режима дня, сбалансированного качественного питания;

— проведение физкультурных праздников, развлечений, соревнований;

— проведение тематических дней здоровья;

— формирование потребности, желания вести ЗОЖ, соблюдать правила здоровьесберегающего поведения;

— информирование родителей по направлению здоровьесбережения на официальном сайте, стендах учреждения, родительских собраниях.

На уровне группы:

— реализация режима двигательной активности с оздоровительным компонентом;

— формирование заинтересованности и стремления к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

— формирование заинтересованности изучения себя, своих физических качеств и способностей;

— формирование представлений о человеке, его организме и критериях здоровья;

— формирование элементарных гигиенических навыков и правил поведения;

— формирование навыков безопасного поведения в обществе, различных ситуациях и приемах прошения помощи в затруднительных ситуациях;

— формирование навыков оказания простой помощи взрослым;

— развитие самостоятельности в выполнении гигиенических, закаливающих процедур, одевании, уходе за своими вещами и игрушками;

— формирование навыков игровой деятельности с здоровьесберегающими

направлениями.

На индивидуальном уровне:

— индивидуальная коррекционная работа по направлению здоровьесбережения;

— индивидуальное консультирование родителей по теме.

 

2.2.  Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в ДОУ воспитательной работы осуществляется ежегодно по выбранным детским садом направлениям

Цель: выявление основных проблем воспитательного процесса и последующее их решение.

Самоанализ проводится по двум направлениям:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей дошкольного возраста.

Критерием данного направления является динамика личностного развития детей.

Анализ осуществляется воспитателями и старшим воспитателем, затем результаты обсуждаются на педагогическом совете.

Основной метод получения информации — педагогическое наблюдение.

Это может быть наблюдение за поведением детей в процессе режимных моментов, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в игровой и коммуникативной деятельности.

Особое внимание уделяется:

—  наблюдению за поведением ребёнка в тех ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностный выбор (ситуация конфликта, нравственного выбора и др.);

— какие проблемы личностного развития удалось решить, какие не удалось и почему;

— какие новые проблемы появились, над чем дальше предстоит работать.

Наблюдения фиксируются в «Тетради наблюдений».

 

  1. Состояние организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в ДОУ интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ осуществляется старшим воспитателем, воспитателями, специалистами ДОУ.

Могут быть использованы беседы с детьми, родителями, анкетирование родителей.

 

Особое внимание при этом уделяется вопросам, связанным с:

— качеством реализации воспитательного потенциала организованной образовательной деятельности (ООД);

— качеством организации и развития традиций в детском саду;

— качеством организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, её воспитательным потенциалом;

— качеством взаимодействия дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанников.

Результатом самоанализа является перечень выявленных достоинств и недостатков воспитательного процесса и проектируемые, на основе анализа, дальнейшие педагогические действия.

 

 

  1. Организационный раздел

 

  • Обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания

Для решения задач воспитательной работы и освоения воспитанниками Программы, в дошкольном учреждении созданы необходимые материально – технические ресурсы.

К средствам обучения и воспитания Федеральный закон № 273-ФЗ относит «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные; учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно — программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».

Характер размещения игрового, спортивного и другого оборудования в основном обеспечивает свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и оборудованию. Расположение мебели, игрушек и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно- гигиеническим нормам.

Педагогический коллектив заботится о сохранении и развитии материально — технической базы и создании благоприятных медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

В методической работе ДОУ используются информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы и средства:

— используется Интернет с целью информационного и научно-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ в обычном и дистанционном режиме и знакомства с опытом работы педагогов города и других регионов;

— оформляются материалы по различным направлениям деятельности, с использованием программ Microsoft Office, Word, Excel, в том числе при разработке планов, различного вида методических мероприятий для педагогов, консультаций для родителей.

-создаются мультимедийные презентации для повышения эффективности различных форм работы с детьми и педагогами;

— используется цифровая фотоаппаратура и программы редактирования для создания и демонстрации фотопрезентаций, видеофильмов;

— создан сайт, который постоянно обновляется и пополняется;

— для дистанционного взаимодействия с родителями используется социальная сеть «ВКонтакте».

Информационно-образовательные ресурсы: 3 компьютера; 4 ноутбука; 1 мультимедийный комплекс; выход в Интернет; 3 принтера,; 2 музыкальных центра; 4 телевизора. Методические материалы и средства воспитания

 

  • Литература

 

Автор Наименование издания Издательство Год
Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду».

 

Алямовская В. Г. «Ребёнок за столом» М., «Сфера» 2007
Астахов В. И. «В Есенинском Константинове» Московский рабочий 1990
Безгина О . Ю. «Речевой этикет старших дошкольников» М.: «Мозаика-Синтез 2005
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Пособие для детей 2-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез 2013
Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников М.: «Мозаика-Синтез» 2010
Белая К. Ю.  Сотникова В. М. «Разноцветные игры М., «Линка — Пресс» 2007
Береснёва З. И.

 

«Здоровый малыш». Программа оздоровления детей в ДОУ

 

М.: «Сфера», 2004
Бородин И. «Город над Хуптой-рекой». Сборник стихотворений ряжских поэтов Рязань, Пресса.
Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» С-Пб., Детство-Пресс 2009
Вишневская В. Н. «Свет Руси». Программа духовно-патриотического воспитания М., Аркти

 

2004
Горбина Е. В. «В театре нашем для вас поём и пляшем». Музыкальные сказки и спектакли для дошкольников Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2010
Даль В. В. «Пословицы русского народа» М., Художественная литература 1984
Данилина Г. Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» М., Аркти

 

2003
Деркунская В. А. «Проектная

деятельность дошкольников»

 

М., ЦПО 2013
Добина М. И. Развитие личности ребёнка в детском саду. Пособие для детей 5-7 лет Ярославль: «Академия развития» 2010
. Доронова Т. Н Рыжова Н. А. «Детский сад: будни и праздники». М., «Линка — Пресс» 2006
Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников Волгоград «Учитель» 2009
Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Гном и Д» 2010
Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2006

 

Зеленова Н.Г.

Осипова Л.Е.

Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная группа. М.: «Скрипторий» 2010
Земскова-Названова Л.          «Люби и знай родной свой край». Занятия по краеведению с малышами. М.,Чистые пруды

 

2006
Кабачек О. Л. «Диалоги о культуре» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2005
Козлова С. А. «Я – человек». Программа социального развития ребёнка М., «Школьная Пресса» 2004
Кожохина С. К. Сделаем мир лучше!» Материалы для детского творчества
Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа         С-Пб., Детство-Пресс 2002
Князева О. Л. «Я – ты – мы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2003
Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет М.:Дом 21 век 2006
Кузнецова Л. В. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» М., «Сфера» 2003
Косарева Г. В. «505 лет городу Ряжску. Городской старинный альбом»

Альбом «Краеведческие материалы о городе Ряжске».

Альбом «Их родина – земля Рязанская»

2007
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника М.: «Владос», 2013
Липатникова Т. Н. «Подарки для малышей». Праздники для детей 2-5 лет

. «Мы совсем уже большие!» Праздники для детей 5-7 лет

Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2006
Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников» М., «Просвещение» 1991
Николаева С. Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками» С-Пб., Детство-Пресс 2004
Николаева С. О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» М., «Владос» 2000
Осокина И. М. Сказка с песней повстречались. Сценарии музыкальных праздников для детского сада  

. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ

2008

 

Остапец А. А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности».    М., Аркти, 2003
Подольская Е. И. «Формы оздоровления детей 3 – 7 лет». Волгоград, «Учитель», 2009
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М., «Сфера» 2003
Радынова О. П. «Музыкальные шедевры».
Рыжова Н. А. Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду» М., «Линка — Пресс» 2008
Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать». Пособие для детей 5-8 лет М.: «Аркти» 2010
Семенака С. И. «Уроки добра» М., «Аркти» 2004
Серовский Н. Ф. «Наше прошлое». Исторические материалы о городе Ряжске и его уезде М., Школьная библиотека 2002
Урмина, И. А. Данилина Т. А. «Инновационная деятельность в ДОУ»

 

М., «Линка — Пресс» 2009
Шапошникова С. В. Групповая традиция в детском саду. Пособие для детей 4-7 лет. Волгоград. «Учитель»

 

2011
Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении М.: «Сфера» 2007
Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание

 

М., Книголюб 2004
Шульга Е. В. С днём рождения! Сценарии вечеров развлечений для дошкольников М.: Просвещение 1996
А. П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в детском саду». М., «Владос» 2011

 

3.1.2. Наглядный, дидактический материал

1.«Беседы по картинкам: осень – зима; весна-лето», ТЦ «Сфера», М., 2007 г.

2 «Мир в картинках. День Победы», «Мозаика-Синтез», М., 2010 г.

  1. «Воспитываем сказкой» (беседы по картинкам), ТЦ «Сфера», М., 2008
  2. «Внимание, опасно!» (беседы по картинкам) «Школьная пресса», М., 2011 г.
  3. .Плакаты по ОБЖ. С-Пб., «Детство-Пресс», 2010 г.
  4. «ОБЖ. Опасные предметы и явления». «Страна Фантазий», 2003 г.
  5. «Дорожная безопасность», «Страна Фантазий», 2002 г.
  6. Плакаты «Безопасность на дороге». 2014 г.
  7. «Информационно-деловое оснащение:

— «Логопед советует»,

— «Учимся вежливости»,

— «Правильное питание дошкольников»,

— «Детские инфекции»,

— «Чтобы не было пожара». С-Пб., «Детство-Пресс», 2010 г.

  1. «Развитие речи в детском саду. 3-4 года».

11.«Как появляется бабочка», «Как появляется птица». «Фламинго», 2011

  1. «Расскажите детям о насекомых». М., «Мозаика-Синтез», 2012 г.
  2. «Расскажите детям о войне 1812 года». М., «Мозаика-Синтез», 2012 г.
  3. Карточки для занятий:

— «Животные Арктики и Антарктики»,

— «Инструменты»,

— «Еда и напитки»,

— «Бытовые приборы»,

— «Государственные символы»

— «Овощи», «Проф-Пресс», 2012 г.

  1. «Животные средней полосы России». М., «Мозаика-Синтез», 2011 г.
  2. Карточки дидактические «Космос». «Форпост», 2013 г.
  3. «Игрушки». «Фламинго», 2012 г.
  4. «Ребёнку о его правах». «Скрипторий», 2003 г.
  5. «Окружающий мир», «Страна фантазий», Екатеринбург, 2012 г.
  6. Русские народные потешки», «Песенки-потешки». М., «Детская книга», 2005 г.
  7. «Моя деревня». «Страна Фантазий», 2003 г.
  8. «Животные Австралии». «Страна Фантазий», 20010 г.
  9. «Армия России». «Страна Фантазий», 2012 г.
  10. «Великая отечественная война». М., «Карапуз», 2013 г.

25.«Наглядный и раздаточный материал для дошкольников» к Программе «Детский сад-2100». Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 (полный комплект), «Баласс», М., 2004 г.

26.Рабочие тетради: «Городецкая роспись», «Филимоновские свистульки»,

  1. «Жостовский букет», «Хохломская роспись». М., «Мозаика-Синтез», 2010 г.
  2. «Проведение занятий по изобразительному искусству для детей 3-6 лет». Екатеринбург. «Страна Фантазий», 2010 г.
  3. «Посуда», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская народная игрушка», 30. «Дымковская игрушка»..«Портрет», «Пейзаж», «Натюрморт», «Сказка в русской живописи». М., «Мозаика-Синтез», 2010 г.

 

 

  • Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Воспитательная работа не имеет четких временных рамок – педагоги проводят ее ежедневно, ежечасно, ежеминутно, в любых формах организации образовательного процесса.

Традиционные события ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к явлениям нравственной жизни ребенка; окружающей природе; миру искусства и литературы; традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям; событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (родной город, день народного единства, день защитника отечества и др.); сезонным явлениям; народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритеты ДОУ.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в воспитании детей на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать воспитательные задачи нескольких образовательных областей.

Задачами организации деятельности в данном направлении являются:

— организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;

— развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках;

— создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

— обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей.

Тематические события, праздники, мероприятия с детьми планируются воспитателями, музыкальным руководителем, воспитателем по ИЗО в зависимости от текущих программных задач, времени года, возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.

Для организации и проведения возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников, бывших выпускников дошкольного учреждения, учащихся школ, специалистов учреждений социума и пр.

В ДОУ на протяжении ее функционирования сложились свои традиционные события, мероприятия.

Формы традиционных мероприятий:

— праздники, развлечения, досуги различной тематики («День знаний», «Встречаем зимующих птиц», «Рождественские встречи», «Давным-давно была война…», «Певец Рязанского края»);

— выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей («Есенинский клён», «Летние панамы», «Мои интересы и увлечения»);

— спортивные и познавательные досуги, в том числе проводимые совместно с родителями или другими членами семей воспитанников («Руки мамы золотые», «Папа может!»»; «Широкая Масленица»);

— творческие проекты, площадки, мастерские, челленджи, флешмобы («День добрых дел», «Мы знаем свои права!»; «Как хорошо — уметь читать!» «Гордо реет Флаг России!»).

 

  • Модель образовательного процесса на день в ДОУ

 

Режимные моменты Формы организации образовательного процесса Вид деятельности Направленность воспитательной работы Время
Прием детей на прогулке

 

Игры (дидактические, подвижные),

 

 

Самостоятельная и

совместная со взрослыми игровая деятельность,

физическая активность

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Физическое воспитание Эстетическое воспитание.

Экологическое воспитание

Трудовое воспитание

В соответствии с режимом каждой возрастной группы
Беседы с детьми Коммуникативная

деятельность

Все виды воспитания в зависимости от возникающих образовательных ситуаций
Наблюдения Познавательно -исследовательская, коммуникативная

деятельность,

Экологическое, умственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, гражданское, духовно-нравственное воспитание
Возвращение с прогулки Раздевание, гигиенические процедуры Самообслуживание Физическое воспитание, трудовое, культуры ЗОЖ
Дежурство в уголке природы, в столовой Элементарная трудовая деятельность, познавательная деятельность Экологическое, трудовое воспитание, умственное воспитание
Утренняя гимнастика Физическая активность Физическое воспитание, культуры ЗОЖ
Завтрак Формирование культуры еды Самообслуживание Физическое, эстетическое

воспитание

Совместная со взрослыми ОД Игра Самостоятельная игровая деятельность Все виды воспитания, в зависимости от возникающих образовательных ситуаций
Специально организованная ОД Занятия Коллекционирование

Реализация проекта

Решение ситуативных задач

Чтение художественной и познавательной литературы

Дидактические и сюжетно-дидактические игры

Конструирование

 

Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная активность Решение воспитательных задач в соответствии с содержанием дошкольного образования

Умственное воспитание

Трудовое воспитание Нравственное воспитание

Физическое воспитание Эстетическое воспитание Правовое воспитание Экономическое воспитание,  Мультикультурное и патриотическое воспитание

Подготовка к прогулке, прогулка
Занятия Коллекционирование

Реализация проекта

Решение ситуативных задач

Использование фольклора, поэтических произведений. Наблюдения и экскурсии Беседы

Элементарные опыты

Дидактические и сюжетно-дидактические игры

Конструирование

Труд в природе

Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность, двигательная активность Умственное воспитание

Экологическое воспитание

Трудовое воспитание Нравственное воспитание

Физическое воспитание Эстетическое воспитание Правовое воспитание Экономическое воспитание Мультикультурное и патриотическое воспитание

Возвращение с прогулки Раздевание, гигиенические процедуры Самообслуживание Физическое, трудовое, воспитание, культуры ЗОЖ
Подготовка к обеду, обед Формирование культуры еды Самообслуживание Физическое, эстетическое

воспитание

Подготовка ко сну, сон Раздевание, гигиенические процедуры Самообслуживание Физическое, воспитание, воспитание культуры ЗОЖ
Постепенное пробуждение Гимнастика пробуждения

 

Физическая активность

Самообслуживание

 

Физическое, воспитание, воспитание культуры ЗОЖ
Комплекс закаливающих процедур

 

Физическая активность

Самообслуживание

Физическое, воспитание, воспитание культуры ЗОЖ
Игра

 

 

 

Самостоятельная  игровая деятельность Все виды воспитания
Подготовка к полднику, полдник
Формирование культуры еды Самообслуживание Физическое, эстетическое

воспитание

Самостоятельная деятельность
Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, двигательная активность
Все виды воспитания, в зависимости от возникающих образовательных ситуаций
Специально организованная ОД или

Дополнительное образование в зависимости от расписания занятий

Занятия Коллекционирование

Реализация проекта

Решение ситуативных задач

Чтение художественной и познавательной литературы

Дидактические и сюжетно-дидактические игры

Конструирование

 

Все виды воспитания, в зависимости от возникающих образовательных ситуаций
Совместная со взрослыми ОД
Мастерская. Беседы. Коллекционирование. Чтение художественной и познавательной литературы. Досуги

Реализация проектов

 

Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная деятельность
Все виды воспитания, в зависимости от возникающих образовательных ситуаций
Подготовка к прогулке, прогулка Реализация проекта

Решение ситуативных задач

Дидактические и сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры Наблюдения.

Труд в природе.

Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно –исследовательская, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность, физическая активность

 

Все виды воспитания, в зависимости от возникающих образовательных ситуаций.

 

 

Приложение к рабочей программе воспитания

 


WordPress Lessons