Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Что такое индивидуальная работа с детьми в детском саду?

Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

  • охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
  • всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
  • педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
  • умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; — своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Организация индивидуальной работы с воспитанниками в детском саду включает в себя комплекс мероприятий:

  • определение целей и задач этой работы;
  • охват постоянным вниманием всех воспитанников;
  • продуманное планирование индивидуальной работы;
  • глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами.

Кто проводит индивидуальную работу с детьми?

В нашем детском саду индивидуальную работу с детьми проводят воспитатели групп общеразвивающей направленности, а также специалисты детского сада. Это — музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности.

Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе

с детьми?

Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым, создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС:

— учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка;

— оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:

  • уважение самооценки личности ребенка;
  • вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

С какими детьми проводится индивидуальная работа?

Индивидуальная работа осуществляется в ДОО с детьми всех возрастных категорий в группах общеразвивающей направленности.

Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, или, наоборот, с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению.

В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные. Планируя индивидуальную работу, педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка.

В какое время проводится индивидуальная работа?

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении образовательной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня в детском саду обычно проводится индивидуальная работа с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуются специальные игры и упражнения с теми детьми, кто нуждается в коррекции речевых нарушений или с испытывающими трудности при освоении каких-либо движений.

Педагоги занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.

Во второй половине дня проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, коррекции речевого развития.

Во время прогулок тоже проводится индивидуальная работа с детьми, где часто используются дидактические игры, подвижные игры, игры со словами, счетом, проводится разучивание коротких стихов, считалок, выполнение трудовых поручений, закрепление основных движений.

Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов. Малыши упражняются в освоении культурно-гигиенических навыков – умывании, одевании, раздевании, застегивании пуговиц, дети постарше — в завязывании шнурков. Во время приема пищи проводится работа по закреплению умений правильно пользоваться столовыми приборами, красиво сидеть за столом во время еды.

Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.

К сожалению, в ДОУ нет таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, которые могли бы более четко регламентировать индивидуальную работу с детьми в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности.

Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах.

Педагог по изодеятельности способствует овладению приемами работы с изобразительными материалами, учит использовать выразительные средства для воплощения художественного замысла, упражняет в экспериментировании с цветом, формой, добиваясь выразительной передачи образов. У детей вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, действий руки и глаза, зрительный контроль.

Для проведения индивидуальной работы с детьми используется музыкальный зал, кабинет изобразительной деятельности, где имеется необходимое оборудование для реализации поставленных образовательных задач.

 

 

 

Условия для индивидуальной работы с воспитанниками

п/п

Условие Показатель Наличие в ДОУ
1 Консультации По   запросу,  на сайте ОО родители (законные представители) могут получить необходимую консультацию. Консультации проводят  по запросу  воспитатели групп, заведующий, старший воспитатель, медсестра,

музыкальный руководитель

На сайте ДОУ в  разделе » Родителям» размещены консультации для родителей (законных представителей)

 

2 Помещения Наличие выделенных помещений

для проведения консультаций, индивидуальных занятий с выходом в сеть Интернет

 

Кабинет заведующего. Методический кабинет, кабинет по изодеятельности, музыкальный зал
3 Программно-методическое оснащение Наличие и доступность необходимого учебного оборудования, учебно-методического  и справочного материала (печатного, электронного) для проведения индивидуальных и групповых занятий и консультаций В методическом кабинете систематизированы материалы:

— нормативно – правовые документы;

— методическое оснащение образовательной программы;

— демонстрационный и дидактический материалы, игры, игрушки и т.д

— материалы по аттестации и повышения квалификации педагогов;

— материалы внутреннего контроля и самооценки качества деятельности учреждения

— библиотечный фонд, аудиозаписи, фильмы, презентации, разработки занятий и.т.д.

4

Дополнительные услуги

Наличие дополнительных услуг на безвозмездной основе

 

1.Работа консультативного  пункта

На сайте в разделе «косультативный пункт размещены заочные консультации.

2. Кружковая работа :

— кружок по изодеятельности «Акварелька

— кружок по музыкально-эстетическому развитию «Свирелька»,

— кружок по приобщению к  истокам русской народной культуры «Ладушки»,

— кружок по развитию познавательной активности, творческих способностей  «Волшебный  мир театра»

5

Индивидуальные программы

Отсутствуют

Отсутствие в штате ДОУ специалистов.

 


WordPress Lessons