Программа здоровьесбережения в рамках ФГОС ДО «Будь здоров, малыш!»

Содержание: стр
1 Пояснительная записка 2
2 Актуальность программы 2-4
3 Объекты программы 4
4 Нормативно-правовая  база 4
5 Условия реализации программы 4-5
6 Концепция программы 5
7 Основные этапы реализации программы 5-6
8 Основные принципы программы 6
9 Цель программы 6
10 Организация контроля 7
11 Основные направления 7
12 Задачи и пути реализации 7-16
13 Мониторинг 16-17
14 Физкультурно -оздоровительная работа 17-23
15 Использование образовательных технологий 23-24
16 Летняя оздоровительная работа 24
17 Работа с педагогами 25-26
18 Взаимодействие с родителями 26-29
19 Методическое обеспечение программы 29
20 Заключение 29-30
21 Ожидаемые результаты 30-31
22 Список используемой литературы 31
23 Приложение №1 «Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы» 32-33
24 Приложение №2 «Мониторинг реализации программы» 33-34

  1. Пояснительная  записка

Программа «Будь здоров, малыш!» определяет основные направления оздоровления детей, задачи, а также пути их реализации в МДОУ «Ряжский детский сад № 4».

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста сезонными заболеваниями.

Данные 2017-18 учебного года по состоянию здоровья воспитанников

Группа здоровья % воспитанников
1 48
2 42
3 10
4 0
5 0

Данные 2019 – 20 учебного года

Группа здоровья % воспитанников
1 48
2 42
3 10
4 0
5 0

 

 

Актуальность программы

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Исследования М.Д. Маханевой, В.Г. Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Одним из  важных  направлений работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В результате этого в детском саду разработана программа “Будь здоров, малыш!» и приложения к ней – методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа  комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:

  • анализ управленческой системы: кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала;
  • научно – методическое обеспечение: программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ;
  • материально – техническое обеспечение: помещение, оборудование;
  • финансовое обеспечение: анализ финансовых возможностей для реализации программы;
  • комплексная оценка здоровья дошкольников: анализ заболеваемости (в случаях, днях, в днях на одного ребенка);
  • анализ результатов физической подготовленности детей;
  • характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ: занятия, внедрение системы здоровьесберегающих технологий.

Программа, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, — это комплексная система воспитания ребёнка– дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Разрабатывая программу,  мы стремились к тому, чтобы система оздоровления и  физического воспитания, включала инновационные формы и методы, органически входила  в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами  деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Программа  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Объекты программы

  • Дети ДОУ;
  • Педагогический коллектив;
  • Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
  1. Нормативно-правовая база
  • Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  • «Семейный кодекс РФ».
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам общеобразовательным программам дошкольного образования»
  • Устав ДОУ.

  1. Условия реализации программы

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • медицинский, процедурный кабинеты, изолятор, которые оснащены медицинским оборудованием;
  • физкультурно-музыкальный зал, который оборудован всем необходимым инвентарём. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
  • методическая литература для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Оборудование соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

4. Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Временные рамки и основные этапы реализации программы.

  • I этап. 2017 – 2018 гг. – организационно-мотивационный.

Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  • II этап. 2018 – 2020 гг. – основной, аналитический.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы. Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в публичном отчёте.

5.Основные принципы

  1. Принцип научности – все проводимые оздоровительные мероприятия научно обоснованы и практически апробированы.
  2. Принцип активности и сознательности педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Систематичности – реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

 

  1. Принцип адресованности и преемственности – учет разноуровнего развития и составляющих здоровья, поддержание связей между возрастными категориями.

 

  1. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей, реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки.

6.Цель программы

Создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья воспитанников ДОУ, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

 

Система организации контроля за выполнением программы


      Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией осуществляется заведующим МДОУ, старшим воспитателем, медсестрой.
Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей — это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.

Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  • привитие стойких гигиенических навыков;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях;
  • выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Основные направления программы

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
  2. Воспитательно-образовательное направление.
  3. Лечебно-профилактическое направление.
  4. Мониторинг реализации программы.

 

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому

из направлений программы

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

    Задача: совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Пути реализации:

а) обновление материально-технической базы:

  • приобретение бактерицидной лампы
  • пополнение спортинвентаря мячами разных размеров, обручами, скамейками, гимнастическими палками, кубиками, скакалками, тренажёрами;
  • изготовление массажных ковриков, гантелей, флажков, мешочков с песком;

б) преобразование предметной среды:

  • оборудование футбольной площадки
  • оборудование прогулочных площадок различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;
  • оформление зоны уединения для снятия эмоционального напряжения в каждой возрастной группе.
  1. Образовательное направление

Задачи:

  1. Организация рациональной двигательной активности детей:
    использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом
    ;

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.       Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
  • повышению физической работоспособности
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития
  • повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности

в детском саду

  • Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  • Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  • Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  • Контроль за физическим воспитанием.
  • Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

  • физические занятия в зале и на прогулке
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья
  • музыкально-ритмические занятия
  • прогулки динамические
  • самостоятельная ДА детей
  • индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД
  • подвижные игры на занятиях и прогулках
  • прогулки по маршрутам
  • гимнастика после сна
  • пальчиковая гимнастика
  • гимнастика для глаз

 

Пути реализации рациональной двигательной активности детей

  • выполнение режима двигательной активности детей всеми педагогами ДОУ , преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества
  • использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.

  1. Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью.

Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека больше всего зависит от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  • осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  • знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:

  • режимные моменты;
  • тематические занятия познавательной направленности, беседы, физкультурные занятия,
  • закаливающие процедуры после дневного сна;
  • самомассаж;
  • организацию и проведение Дней здоровья

такие формы работы с родителями, как:

  • тематические родительские собрания
  • совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
  • консультации (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)
  1. Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия

    Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:- фронтальные и подгрупповые  занятия с детьми по базисным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения, памяти, внимания детей;

    — создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

    — организацию игровой деятельности детей;

    — индивидуальную работу с детьми,

— использование уголков уединения для эмоциональной разгрузки.

Профилактика эмоционального благополучия детей в  ДОУ осуществляется в трёх основных направлениях:

  • организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;
  • проведение упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха детей;
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

— анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

— гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

— постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

— использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

— создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

— просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

  • диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей;
  • индивидуальные консультации воспитателей с родителями;
  • индивидуальные беседы с воспитанниками;
  • обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
  • подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
  • проведение «минуток шалости»;
  • обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
  • формирование культуры общения детей;
  • проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
  • музыкальное сопровождение режимных моментов и фона занятий;

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:

  • организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
  • использование методики «Волшебный сон» для снижения уровня тревожности, агрессивности, возбудимости
  • использование психогимнастики с точечным массажем «Маленький волшебник» (методика Б. Егорова)
  • использование техники «Восточная гимнастика» (приёмы релаксации и музыкотерапии).

  1.         Лечебно-профилактическое направлениеЗадача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.

    Профилактическо-оздоровительная работа в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:

  • осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
  • не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
  • для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
  • 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом — стирка, зимой — чистка снегом);
  • своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
  • соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ

1) вакцинопрофилактика – ведущий метод борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни и направлена на выработку общего специфического иммунитета.

2)  закаливающие мероприятия (босохождение по массажным дорожкам, облегчённая одежда, методика «Обширное умывание»)

3)  дыхательная гимнастика,

4)  гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы (Санкт-Петербургская методика);

5)  профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости;

6)  гимнастика для глаз,

7)  самомассаж.

Ведущими методами эффективного закаливания в ДОУ являются:

  • «Дорожка Здоровья»

Представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы,  бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка, коврики «травка», мешочки с разными наполнителями. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

  • Босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми.
  • «Обширное умывание» (автор Береснева З.И.).

Водные процедуры возбуждают нервную систему, проводятся после дневного сна. Вытирание кожи после водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Обширное умывание рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

  • Дыхательная гимнастика (Интерпретация методики А. Уманской, К. Динейки «Поиграем с носиком»)
  • Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Представляет собой комплекс игровых упражнений с носом.
  • Самомассаж

Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.

  • Гимнастика для глаз
    По данным Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Несомненна связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз — все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.
  • Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.
    Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
    Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитаниеребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
    Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
    Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
    В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.
    Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
  • Взаимосвязь со специалистами ЦРБ .

Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами детской поликлиники — планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические осмотры и лечебные мероприятия.

4.Мониторинг реализации программы.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • обследование физического развития детей;
  • медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
  • медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.
  • в период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
  • своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
  • контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0тела, осмотр кожных покровов);
  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладение навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Содержание Группы Периодич- Ответствен- Время
ность ные  
выполнения    
1.
Чесночно — I-ая мл. Во время обедом Воспитатели, Октябрь
луковые закуски, — подг обеда помощники
чесночные гренки. воспитателей апрель
2. В
Витаминизация I-ая мл. 1 раз в неделю Мед. сестра течение
ПI — го блюда. — подгот года
3.
Оздоровительные П-ая мл. 2 раза в Муз. В
упражнения для — подгот неделю на муз. руководитель. течение
горла. занятиях года.
4.
Музыкальное I-ая мл. В течение дня. воспитатели В
сопровождение — подг. течение
режимных

процессов

года
5. В
Муз. оформление I-ая мл. ежедневно Воспитатели, течение
фона занятий — подг. специалисты. года
6.
Музыкально — I-ая мл. 2 раза в Музыкальный В
таетральная — подг. неделю на муз. руководитель течение
деятельность занятиях года.
7.
Хоровое пение 2-ая мл. 2 раза в Музыкальный В
-подг. неделю на муз. руководитель течение
занятиях года.
8.
Обеспечение I-ая мл. ежедневно Воспитатели, В
светового режима. — подг. специалисты течение
Цветовое и года.
световое
сопровождение
среды и
образоват. процесса.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ

ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

№/ Содержание Группа Периодичность Ответствен- Время
выполнения ные  
1.
Беседы по ОБЖ 1-ая мл. — 1 раз в неделю воспитатель В
подготов. во время бесед течение
с детьми года
2.
«зо уроков
Подготов.
здоровья» В
(валеология). 1 раз в неделю воспитатель течение
во время бесед года
с детьми

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА.  

Содержание Группа Периодич-

но-

 

 

 

ность

Ответствен-ые Время
 ность

выполнения

ния

ный  
1. Физкультурные Воспитатели В течение года
занятия в зале I-ая мл. 2 раза в неделю ранненеднеделю года
-подгот.
2. Физкультурные 2 –ая мл. Воспитатели В течение года
занятия на

прогупрогулкее.

— подгот. 1 раз в неделю года
прогулке
3. Утренняя Воспитатели, В течение года
гимнастика по I-ая мл. ежедневно музыкальный года
сезонам. — подгот. работник
4. Физкультурные Музыкальный В течение года
досуги. 1-ая мл. 1 раз в неделю работник, года
-подгот. воспитатели
5. Физкультурные Музыкальный В течение года
праздники. 2-ая мл. 2 раза в год работник, года
—  подгот. воспитатели
6. Динамические Ежедневно
паузы По 1-2  во

в

врвремя

( физкультминутки) I-ая мл. время Воспитатели
во время занятий и —  старшая
в перерыве между подгот. занятия и
занятиями. между

занятиями.

7. Музыкально — Музыкальный В течение года
ритмические I-ая мл. 2 раза в нед.неделю. руководитель. года
занятия. —  подгот  нед.
8. В течение года
Прогулки I-ая мл. Ежедневно Воспитатели.
динамические. —  подгот. 1 — 3 раза.

9. Самостоятельная двигдвигательная I-ая мл. Ежедневно. В течение года
двигательная

 

деятельность детей

— подготстаршая
 деятельность

детей

подгот. года
10. Гимнастика для В течение года
глаз. I-ая мл. На занятиях,

физ.

Воспитатели года

Подгот.старшая

физкультми-

минутках

 

 

 

 

 

подгот. нутках
11. Пальчиковая I-ая мл. Воспитатели В течение года
гимнастика. — старшая 3 — 4 раза в день. года
подгот.
12. Гимнастика после 1-ая мл. В течение года
сна. — старшая Ежедневно. Воспитатели. года
подгот.
13. Подвижные игры I-ая мл. 2-3 игры В течение года
на занятиях и — старшая ежедневно. Воспитатели. года
прогулках. подгот.
14. Дни здоровья. 1-ая мл. Старший В течение года
— подгот. 1 раз в квартал. воспитатель года
15. Целевые прогулки, 1-ая мл. 1 раз в месяц во Воспитатели В течение года
 экскурсии — старшая время дневной года
 подгот. прогулки.
16. Самомассаж

кистей рук

2-я мл-

подгот

1раз в день Воспитатели В течение года

 

ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Содержание Группа Периодичность Ответственные Время
выполнения      
1. Использование I-ая мл. — ежедневно В
коррекционных игр подгот. Воспитатели течение
для снятия года
эмоционального
напряжения
2. Психогимнастические 2-ая мл.- ежедневно В
минутки  шалости подгот  воспитатели течение
года
3. Оздоровительная

методика

«Волшебный

сон»

1-я мл.-

подгот

Ежедневно

перед сном

воспитатели В течение года
3. Оздоровительная 1-ая мл. ежедневно воспитатели В
гимнастика — подгот после дневного течение
«Маленький дневного года
Волшебник» сна
(психогимнастика с
точечным массажем)
4. Использование l-ая мл.- Ежедневно, Воспитатели В
«Уголков уединения» подгот течение
для эмоциональной года
разгрузки.
5. Восточная гимнастика Старшая-

подгот

1-2 раза в нед. Воспитатели В течение года

 

ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Содержание Группа Периодичность Ответствен- Время
выполнения ные  
     
1. Воздушные В
ванны I-ая мл.- ежедневно воспитатели течение
( облегченная одежда) подгот медсестра года
одежда)
2. Прогулки на В
воздухе с I-ая мл.- 1-3раза в воспитатели течение
подв. и подгот день года
спортивными упр-ми
играми
3. Хождение В
босиком по I-ая мл.- ежедневно воспитатели течение
массажной подгот после дневного сна года
дорожке сна
4. Обширное 2-ая мл. Ежедневно Помощники

 

В течение
умывание подгот после дневного сна воспитателей года
сна
5. Игры с водой
I-ая мл.- Во время Июнь-
подгот. дневной прогулки воспитатели август
прогулки
6. Мытье ног,
обливание ног I-ая мл.- После дневной Помощники Июнь —
подгот.. прогулки воспитателей август

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Содержание Группа Периодичность

выполнения

Ответственные Время
1. Дыхательная гимнастика в игровой форме.

Массаж по-Уманской

2-я мл-подгот 3 раза в день во время зарядки, на прогулке, после сна Воспитатели Ноябрь-

март

2. Профилактика гриппа — прививки Все дети с согласия родителей 1 раз в год Мед. сестра
3. Обеспечение чистоты среды, проветривание помещений Все Несколько раз в день Помощники воспитателей В течение

года

 

Используемые образовательные технологии

не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

2

Динамические паузы 

– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3

Подвижные и спортивные игры 

– как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

4

 

Релаксация 

– в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

 

5

Гимнастика пальчиковая 

– с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

6

Гимнастика для глаз 

– ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная  – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

7

Динамическая гимнастика 

– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

8

Восточная гимнастика

— в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: как часть физкультурного занятия, в групповой комнате под музыку.

Летняя оздоровительная работа

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком по массажным дорожкам, гигиеническое мытьё ног, обширное умывание;
  • физкультурные занятия в природных условиях (на участке, спортивной площадке);
  • физкультурные досуги и развлечения;
  • утренняя гимнастика на воздухе;
  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Работа с педагогами

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
  • просветительная работа по направлениям программы «Будь здоров, малыш!»;
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;
  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
  6. Создание информационной базы по педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
  7. Разработка и внедрение педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
  8. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
  9. Пропаганда здорового образа жизни.
  10. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

  1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
  3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
  4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
  5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  6. Беседы, валеологические занятия.

Работа по укреплению здоровья сотрудников

Обеспечивая условия здоровьесбережения детей, не нужно забывать о здоровье педагогов, так как только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка.

Ежегодные периодические медицинские осмотры

Проведение педагогических советов нетрадиционной формы

Консультации, тренинги по укреплению физического и психического здоровья

 

 

Взаимодействие с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему во взаимодействии: семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  4. Установка на совместную работу с целью решения психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
  6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  7. Включение родителей в образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
  5. Показ занятий для родителей.
  6. Совместные праздники для детей и родителей.
  7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, педагога ИЗО, медицинской сестры).
  8. Организация совместных дел.

 

Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:

  • структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);
  • основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);
  • стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;
  • социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;
  • воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

 

Методы, используемые педагогами в работе:

  1. Анкета для родителей.
  2. Беседы с родителями.
  3. Беседы с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.
  5. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
  4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
  5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
  7. О питании дошкольников.
  8. Особенности физического и нервно – психического развития у часто болеющих детей.
  9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
  12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
  13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

План работы с родителями на ближайшие 3 года.

  1. Продолжить проведение совместных мероприятий: Дней здоровья, праздников, субботников, выставок детско-родительского творчества.
  2. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей».
  3. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
  4. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми игровых заданий в тетрадях.

Методическое обеспечение:

Программно-методическое обеспечение оздоровительной деятельности.

На основе концептуальных положений Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и оздоровительной программы под редакцией В.Г. Алямовской «Здоровье», педагоги занимаются поиском, изучением и внедрением следующих программ и технологий:

* Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003

* К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

* Е.Н. Борисова. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007..

*Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

* Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

* О.В. Козырева. Лечебная физкультура для дошкольников.- М.: Просвещение, 2005.

*М.В. Краснов, Е.В. Березенцева. Закаливание детей дошкольного возраста.-Чебоксары, 1998.

* *П.А. Павлова, И.В. Горбунова. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

Заключение

Мы считаем, что созданная в МДОУ «Ряжский детский сад № 4» система работы по оздоровительной программе «Будь здоров, малыш!» позволит нам качественно достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей прослеживается тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения:

  • улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
  • успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 70% качественная подготовка детей к школе до 85%;
  • рост компетентности педагогов к качественному выполнению здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
  • активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье — не менее 80 %.

  • Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
  • Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 

Социальный эффект от реализации программы

Подготовка определённого спектра авторских программ и инструктивно-методических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 2-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина — М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
  2. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Е.Н. Борисова. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама, 2007.
  4. К.Ю. Белая. Фомирование основ безопасности у дошкольников. [Текст]: – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина — Архангельск, 2000.- 108с.
  6. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Н.В. Елжова. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении.- Ростов н/Д, Феникс, 20011
  8. П.А. Павлова, И.В. Горбунова. Расти здоровыи, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (стр. 249)

.

  1. Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Приложение №1

Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы «Будь здоров, малыш!»
Заведующий ДОУ:

  • общее руководство по внедрению программы
  • анализ реализации программы — 2 раза в год
  • контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей

Старший воспитатель:

  • проведение мониторинга совместно с воспитателями, специалистами
  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • контроль за реализацией программы «Будь здоров, малыш!»

Медсестра:

  • определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития

Воспитатели:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • определение показателей двигательной подготовленности детей
  • облегченная одежда детей
  • проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья
  • пропаганда здорового образа жизни
  • проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
  • пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
  • реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану
  • упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
  • упражнений на релаксацию
  • дыхательные упражнения
  • закаливающие мероприятия
  • дыхательная гимнастика
  • самомассаж

 

Завхоз:

  • создание материально-технических условий
  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы
  • создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
  • обеспечение ОБЖ

Повар:

  • организация рационального питания детей
  • контроль за соблюдением технологий приготовления блюд
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно-охранительного режима
  • помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий

Приложение 2

Мониторинг реализации программы «Будь здоров, малыш!»

Параметры мониторинга

 

критерии

 

Средства, формы диагностики

 

Сроки мониторинговых исследований

 

ответсвенные

 

Состояние здоровья воспитанников

 

Посещаемость, заболеваемость детей

Группы здоровья

Хронические заболевания детей

Физическое развитие детей: коэффициент выносливости (показатель состояния ССС)

Индекс Пинье (показатель пропорциональности физического развития)

 

Карта анализа посещаемости и заболеваемости

Профилакт. Осмотр детей: форма Журнал профилактических осмотров

Таблица распределения детей по группам здоровья

Углубленный медосмотр: форма

Измерение артериального давления

антропометрия

ежемесячно

 

Воспитатели

 

 

Медсестра

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦРБ

 

 

Сфомированность у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики

 

Сформированность зрительно-ручной координации

Качество выполнения графических заданий (ручная умелость)

 

Скрининг Семаго (в подготовительных группах)

Методика определения сформированности зрительно-ручной координации и ручной умелости (в подготовительных группах)

Сентябрь-октябрь

Март апрель

февраль

 

Педагог-психолог

 

Эмоциональное благополучие детей в детском саду

 

Уровень адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ

Отношение детей к детскому саду

Адаптационный лист

 

Проективная методика «Мой детский сад» (дети старших-подготовительных групп, по выборке)

 

Сентябрь-ноябрь

 

март

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 


WordPress Lessons