Программа развития творческих способностей дошкольников «Волшебный мир театра»

Программа развития творческих способностей дошкольников 

«Волшебный мир театра»

 

 

 

Авторы :

творческая группа МДОУ «Ряжский детский сад № 4»

2018 г.

 

 

 

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей… ”

 

 

«Волшебный мир театра»

                                                            «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

                                                       Когда он живет в мире сказок, творчества,

                                                 Воображения, фантазии, а без этого он

                   засушенный цветок»

 

                                                                                        В. А. Сухомлинский

 

Постановка проблемы

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма  и  стрессоустойчивости.  Морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко  проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.  И здесь на помощь может прийти театр.

 

Актуальность проекта

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Театр – это тоже игра. В театральной деятельности развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме того, театр – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от игры. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка,  его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Реализация проекта позволит сделать жизнь  наших детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

 

 Новизна данного проекта  заключается в  развитии сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.

 

Цель проекта: развивать познавательную активность, творческие способности и воображение, художественное восприятие произведений искусства

Задачи проекта:                                               

— Формировать представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах;

— Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;

— Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;

— Содействовать развитию творческой активности детей.

— Создать  условия  для  развития  творческой   активности  детей  в

театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

— Приобщать детей к театральной культуре (познакомить с устройством театра и театральными жанрами).

— Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

— Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Вид проекта:  познавательно  — творческий.

Участники проекта:  дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников;

 

 Срок реализации проекта: долгосрочный – 10месяцев (февраль-ноябрь);

 

Формы организации театрализованной деятельности:

— Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

— Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.

-Пантомимы, театральные этюды

-Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

 

 Взаимодействие с семьями воспитанников

 — Активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

— Заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

 

Формы взаимодействия работы с родителями:   Анкетирование «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта); индивидуальные беседы; наглядная информация (папки-передвижки, например «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов), памятки «Условия для развития театральных игр и приобщения детей к театральной деятельности»; выступления на родительских собраниях; участие в различных конкурсах, совместные спектакли; день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций; фотовыставки «Театральные новости»; посещение театра всей семьей.

 

Работа с педагогами.

— Активное вовлечение педагогов в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.

 

Формы взаимодействия работы с педагогами: педсоветы, консультации; мастер-класс по изготовлению кукол; создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников; помощь в организации предметно-развивающей среды; совместная деятельность; работа с учебными наглядными пособиями; индивидуальная работа; праздники и развлечения; выставки, фотоальбомы.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

— анкетирование родителей;

— наблюдение за деятельностью детей;

— выделение целей и задач;

— создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

— работа с детьми;

— взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный:

— подведение итогов реализации проекта;

— соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

План проведения проекта:

  1. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрализованной зоны в группе:

— пальчиковый театр;

— настольный театр;

— кукольный театр;

— плоскостной театр;

— театр на ложках;

  1. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр.
  2. Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных) с инсценированием.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр, проведение игры «Подскажи словечко».
  6. Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей:

— движение

— поза

— мимика

— жест

— речевая интонация.

  1. Игровая деятельность:

— свободные театрализованные и творческие игры детей.

  1. Участие детей в праздниках и развлечениях с использованием театрализованных постановок.
  2. Работа с родителями:

— консультации

— совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях:

«Мамин день», «День здоровья», «Пасхальный колобок» и др.

— опрос родителей по результатам проекта.

                                 

 Содержание работы:

 

С детьми:

— просмотр спектакля и беседа об увиденном;

— презентация для детей о различных видах театра;

— активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;

— обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе;

— создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);

— репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям – детям младших групп.

 

С родителями:

наглядная информация для родителей;

выставка – презентация разных видов театра;

изготовление в группу новых видов театра.

 

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы  рассчитываем  получить следующие результаты:

Для детей:

Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей;

Для педагогов:

-Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.

-Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

Для родителей:

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Произойдет гармонизация отношений с детьми, родители получат новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

 

Программа состоит из трех разделов по возрастам: младший, средний и старший возраст.

Структура программы

В программе выделено три типа задач:

1 тип задач — развитие выразительной речи;

2 тип задач — образовательные задачи, которые непосредственно связаны с изучением, театрально-эстетического искусства, развитиемартистизма, навыков сценических воплощений в играх инсценировках и драматизациях, а также навыков овладения вождения кукол;

3 тип задач — это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, чувства эмпатии а также коммуникативных способностей театрального искусства.

Организация театральной деятельности

Театральные занятия проводятся один раз в неделю для каждой возрастной группы: время проведения занятий:

II младшая группа — 20-25 минут, средняя группа 25-30 минут, старшая группа — 30-35 минут

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Существует и комплексное занятие: театр + музыка, театр + лепка, (фигурки отдельных персонажей или целые сценки), театр + ИЗО (рисование различных эпизодов сказки) театр + ЛЕГО конструктор

 

Перспективное планирование театрализованной деятельности

Возрастная группа Задачи Репертуар Время проведения
Младший возраст — Знакомить детей с театром через мини – спектакли и представления, а также через игры – драматизации по произведениям детских писателей.

-Воспроизводить характерные действия: зайчики прыгают, птички летают, мишки переваливаются.                      

— Разыгрывать небольшие сценки.

— Посильно участвовать в действиях персонажей.

— Развивать умение следить за действием в сказке.

— Передавать эмоциональное состояние жестом, движением, мимикой.

-Вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами, как внешними символами роли.

   

« Курочка Ряба»

«Колобок»

«Теремок»

«Репка»

 

Тематические досуги и праздники в течение года

 
 
Возрастная группа Задачи Репертуар Время проведения
Средний возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший возраст

-Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путём приобретения более сложных игровых умений и навыков.

— Проводить этюды для развития исполнительских навыков и ощущений, используя музыкальные, словесные, зрительные образы.

— Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты)

— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

— Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

— Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности.

-Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, артистические навыки.

— Учить использовать средства выразительности (Поза, жесты, мимика, интонация, движения)

— Воспитывать любовь к театру.

— воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок.

— Рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

— Учить постигать художественные образы созданные средствами театральной выразительности (слова, свет, музыка, хореография, декорации)

 

«Три поросёнка»

«Красная шапочка»

«Гуси – лебеди»

«Муха – Цокотуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кошкин дом»

«Телефон»

«Доктор Айболит»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Тараканище»

«Царевна – лягушка»

«12месяцев»

«Мороз Иванович»

«Буратино»

«Дюймовочка

«Золушка»

«Мешок яблок

«Снежная королева»

Тематические досуги и праздники в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематические досуги и праздники в течение года

 

Младший дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления:

  • узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации по смыслу знакомых сказок;
  • сопереживать героям и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
  • учиться говорить правильно, четко, выразительно;

В игровой деятельности:

  • выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
  • повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
  • выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
  • разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

  • инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

  • о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
  • про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
  • про смысл театральной постановки.

 

 

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

  • игры импровизации;
  • игры забавы;
  • показ драматизации;
  • показ настольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • показ пальчикового театра.

Инициатива детей

  • ряженье
  • инсценировка стихов, сказок;
  • проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
  • пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.

Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности

  • книжка — игрушка;
  • книжка-раскладушка;
  • книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
  • настольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • резиновые, пластмассовые игрушки;

Показатели успехов и достижений:

  • активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе
  • показа театрального действия и театрализованной игры;
  • имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;
  • имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
  • с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

  • инициатор общения, показа, организатор театральных действий;

Ребенок:

  • с интересом слушает;
  • манипулирует с игрушками;
  • инициатор ряженья.

Планирование занятий во второй и младшей группе

Февраль

1 неделя: «Давайте познакомимся». Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра: «Скажи свое имя ласково», народная игра.

2 неделя: рассказывание народной сказки: «Курочка Ряба» или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, веселый танец с детьми на тему сказки.

3 неделя: пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята».

4 неделя: подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa».

Март

1 неделя: рассказывание «Кисонька — мурысонька», беседа по содержанию, подвижная игра: «Котята».

2 неделя: рассказывание вместе с детьми: «Кисонька — мурысонька», упражнение: «Изобрази героя», веселая песня «Про котенка».

3 неделя: отгадывание загадок, разучивание колыбельной песни.

4 неделя: подвижная игра «Гуси», хороводы.

Апрель

1 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения, знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок», подвижная игра «Курочка — хохлаткa».

2 неделя: рассказывание этой же сказки вместе с детьми, беседа по содержанию, имитационное упражнение.

3 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационные упражнения «Изобрази героя», свободные веселые танцы

4 неделя: драматизация сказки К. Чуковского «Цыпленок», слушание спокойной музыки.

Май

1 неделя: знакомство со сказкой С. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию, подвижная игра.

2 неделя: отгадывание загадок, мимические этюды у зеркала, драматизация сказки С. Маршака «Перчатки».

3 неделя: рассмотрение иллюстрации к сказке «Репка», слушание аудио записи к сказке «Репка», имитационные упражнения.

4 неделя: пересказ сказки с использованием пальчикового театра, имитационные упражнения, прослушивание песен о дружбе.

Июнь

1 неделя: отгадывание загадок, ряженье, имитационное упрaжнение «Изобрази героя», танец «Маленьких утят».

2 неделя: игра «Изобрази героев», драматизация сказки «Репка», хоровод.

3 неделя: игра «Назови друга ласково», рассказывание сказки «Рукавичка», беседа по содержанию сказки.

4 неделя: отгадывание загадок, рассказывание сказки «Рукавичка» вместе с детьми, подвижная игра.

Июль

1 неделя: рассказывание сказки «Рукавичка» по ролям, пантомимические упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок, драматизация сказки «Рукавичка».

3 неделя: рассказывание «Кто сказал мяу?», имитация движений и голосов героев.

4 неделя: подвижная игра «Воробей и кот», рассказывание «Кто сказал мяу?» вместе с детьми.

Август

1 неделя: отгадывание музыкальных загадок, ряженье в костюмы, имитация движений персонажей «Кто сказал мяу».

2 неделя: подвижная игра «Воробышки и кот», драматизация рассказа «Кто сказал мяу», веселый танец.

3 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, подвижная игра «Лиса и зайцы».

4 неделя: беседа по сказке «Заюшкина избушка», имитационные  упражнения

Сентябрь

1 неделя: рассказывание сказки «Заюшкина избушка» вместе с детьми, имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов.

2 неделя: отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку.

3 неделя: отгадывание загадок по сказке «Заюшкина избушка».

4 неделя: рассказывание сказки «Теремок» с использованием настольного театра, беседа по содержанию сказки, упражнение на интонационную выразительность.

Октябрь

1 неделя: игра: «Угадай, о ком говорю», рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми, имитационные упражнения.

2 неделя: отгадывание загадок про пальчиковый театр по сказке «Теремок», веселый танец.

3 неделя: отгадывание загадок, имитационные упражнения под музыку, веселый танец

4 неделя: отгадывание загадок по костюмам, драматизация сказки «Теремок», хоровод.

Средний дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления :

  • следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;
  • эмоционально воспринимать театральные постановки;
  • сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;
  • рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

  • передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;
  • исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности ;
  • исполнять роль во время совместной с сверстниками игр, диалогов;
  • оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;
  • самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;
  • в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;
  • исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

  • разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;
  • принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;
  • устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;
  • принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

  • о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки, щедровки), запоминает их, понимает их смысл и значение;
  • получает основные сведения о театре (работа актеров, название помещений театра, оборудование, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки, повтор, начало, основная часть, концовка).

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

  • драматизация сказок;
  • показ настольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • организация игр, имитация;
  • инсценировка диалога;

Инициатива детей

  • ряженье, организация хороводов;
  • инсценировка сказок со сверстниками;
  • импровизированные игры в театр;
  • самостоятельная деятельность или со сверстниками в театральном уголке;

Показатели успехов и достижений:

  • активно общается со взрослыми и со сверстниками во время  драматизации, инсценировок, игр имитации;
  • действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передает характерные особенности образов персонажа;
  • имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;
  • с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;
  • принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;
  • использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

  • инициатор совместной деятельности, помощник.

Ребенок:

  • участник игр, инициатор совместной деятельности со сверстниками.

Планирование занятий в средней группе

Февраль

1 неделя: экскурсия в уголок театральной деятельности, игра «Назови свое имя ласково», игра «Что тебе нравится в твоем друге», хоровод.

2 неделя: ряженье в костюмы, имитационные этюды, игра «Измени свой голос».

3 неделя: показ театра живых теней, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика.

4 неделя:  игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем». В

Введение понятия жесты (определенные движения) и мимика (выражение лица),  подвижная игра.

Март

1 неделя: показ теневого театра ,,Колобок», игра забава.

2 неделя: слушание сказки В.Бианки «Колобок колючий бок» с показом настольного театра, вопросы по содержанию, рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

3 неделя: отгадывание загадок с изображением их героев, показ детьми настольного театра сказки «Колобок колючий бок» и рассказывание хором, индивидуально и в диалогах между героями.

4 неделя: игра «Изобрази настроение героя», показ диалога детьми во время рассказывания сказки «Колобок колючий бок», пение песен.

Апрель

1 неделя: рассматривание костюмов и ряженье, драматизация сказки «Колобок колючий бок».

2 неделя: чтение стихотворений о дружбе, беседа о друзьях, рассказывание сказки «Под грибком», беседа по содержанию, игра «Скажи о друге ласковое слово».

3 неделя: отгадывание загадок по содержанию сказки, этюды на выразительность передачи образа, пение песни В. Шаинского  «Если с другом вышел в путь».

4 неделя: прослушивание песен о дружбе, беседа с детьми, рассказывание детьми сказки «Под грибком», общий танец.

Май

1 неделя: драматизация сказки «Под грибком», показ сказки младшим детям.

2 неделя: игра «Что я умею» (например: я зайчик, я умею прыгать и веселиться и т.д.), чтение стихотворения Б. Заходера  «Вот как я умею».

3 неделя: упражнение на выразительность движений и мимики, чтение сказки «Кот, лиса и петух», упражнение на интонационную выразительность.

4 неделя: упражнение на выразительность движений, мимические этюды у зеркала.

Июнь

1 неделя: драматизация сказки «Кот, лиса и петух», показ детям младшей группы.

2 неделя: игровое занятие, этюды на выразительность движений, этюды на выражение основных эмоций. Игры: «Изобрази жестом слова» (высокий, маленький, до свидания, здравствуй, иди сюда), игра: «Пройди тише», игра: «Покажи, какая конфета на вкус». Игра «Покажи свое настроение».

3 неделя: пантомимические этюды, подвижные народные игры.

4 неделя: чтение сказки «Гуси — лебеди», пантомимическая игра «Угадай, кого покажу», пение русских песен.

Июль

1 неделя: упражнения в интонировании диалогов, пантомимическая игра «Угадай, кто пришел к коту».

2 неделя: драматизация сказки «кот, лиса и петух», показ сказки старшим детям.

3 неделя: чтение стихотворения «Добрые слова», игра «Назови вежливое слово», рассказывание сказки «Лиса и журавель».

4 неделя: загадывание загадок, беседа по содержанию сказки «Лиса и журавель», игры на интонационную выразительность речи.

Август

1 неделя: повторение, что такое эмоция, игра «Покажи настроение героя», теневой театр «Лиса и журавель», народная игра.

2 неделя: прослушивание диалогов между детьми по сказке «Лиса и журавель».

3 неделя: придумывание окончаний сказочных историй, рассказывание сказок по очереди, подвижная игра.

4 неделя: игра «На выразительность мимики», рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко», беседа по содержанию, слушание музыкальных фрагментов, интонационное упражнение.

Сентябрь

1 неделя: музыкальные загадки, рассматривание отличительных особенностей в сказке В. Сутеева «Яблоко», разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

2 неделя: рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью пальчикового театра, пантомимическая игра «Пойми меня».

3 неделя: драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко», подвижная игра «Дождь».

4 неделя: показ драматизации сказки «Яблоко» детям детского сада, пение песен о дружбе.

Октябрь

1 неделя: просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Под грибком», игра-конкурс «Попросись под грибок».

2 неделя: отгадай загадку и покажи без слов героя, игра-имитация «Пойми меня».

3 неделя: игровое занятие, народные игры, игра «Покажи любимого героя и скажи из какой он сказки».

4 неделя: драматизация сказки детьми и родителями по желанию, веселая пляска.

Старший дошкольный возраст

Ребенок овладевает умениями и навыками

Восприятие театрального представления :

  • понимать смысл сказки, театральный образ как живую актерскую деятельность с использованием речевого общения, мимики, жестов, движений, музыки, танцев, песен;
  • оценивать свои поступки и поступки товарищей сравнивать их с поступками персонажей сказок, сопереживать положительным героям;
  • узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать характер героев (хитрый, жадный и т.д.), подсказывать героям, как лучше выйти из трудных ситуаций

В игровой деятельности:

  • изображать характерные особенности образа театральных персонажей (движением и словом, движением и мимикой, жестами);
  • своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, самостоятельно организовывать игры драматизации, театрализованные игры, игры в театр (Театр);
  • распределять роли, подбирать самостоятельно роль, включатся в роль предоставленную взрослым

В сценической деятельности:

  • принимать активное участие в подготовке театральных игр;
  • творчески перевоплощаться в образ персонажа, разыгрывать сюжет, четко, выразительно исполнять роль;
  • вносить творческие фрагменты в игру по сказке, иметь желание играть в уголке театрализованной деятельности, изготовлять атрибуты, костюмы, декорации;

В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:

  • о театре как средстве выражения жизненных ситуаций в актерской игре;
  • о разных видах театра их особенностях и значениях;
  • про театральную терминологию (коллектив театра, актер, труппа, режиссер, костюмер, гример, художник, декоратор, зрители, успех, аплодисменты; спектакль — сюжет, сценарий, премьера, части спектакля, антракт; театр — афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, фойе, декорации);
  • коллективный характер подготовки к театральной постановке, важность ориентировки на партнеров во время игровых действий;
  • творчески подходить к исполнению роли.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым на занятии:

  • театрализация эпизодов сказок;
  • драматизация сказок;
  • показ настольного театра;
  • показ театра игрушек;
  • организация игр, имитация;
  • кукловедение;
  • инсценировка и чтение по ролям стихотворений, сказок;
  • оснащать сюжетно-игровое поле;
  • разработка сценария;

Инициатива детей

  • ряженье;
  • инсценировка стихотворений, сказок самостоятельно и со сверстниками;
  • обогащение атрибутами игровое поле или театрализованное действие;
  • желание водить марионетки и показывать кукольный театр;

Показатели успехов и достижений:

  • составление сюжета на наглядной, словесной основе и самостоятельно;
  • составляет сценарии по стихотворным текстам или на основе комбинирования сюжета;
  • самостоятельно реагирует на смысл украинского фольклора;
  • использует малые жанры фольклора сюжетно-ролевых игр;
  • самостоятельно показывает спектакли с игрушками настольным, теневыми театрами;
  • организовывает сюжетно-ролевую игру (Театр)
  • организовывает самостоятельно или по просьбе воспитателя игры-драматизации, театральные игры, по сюжетам известных произведений;
  • принимает участие в инсценировке сказок;
  • изготовляет вместе с воспитателем атрибуты, костюмы, декорации;
  • проявляет себя как эмоциональный, чуткий зритель;
  • классифицирует чувства и поступки персонажей и сопоставляет их с собственными поступками;
  • проявляет собственную позицию в процессе перевоплощения в сценический образ;
  • запоминает сюжетную последовательность;
  • вовремя включается в действие;
  • использует музыкально-пластично-песенный опыт;
  • в театрализации различных жанров литературных произведений

Позиция взрослого и ребенка

Взрослый.

  • организатор предметно-игровой среды;
  • помощник;
  • зритель;
  • участник игры;
  • режиссер

Ребенок:

  • участник игры;
  • режиссер;
  • исполнитель;
  • инициатор совместной деятельности;
  • организатор сверстников.

 

 

 

Планирование занятий в старшей группе

Февраль

1 неделя: формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке, способствовать возникновению дружеских взаимоотношений, игра «Расскажи о себе», рассказ об устройстве театра.

2 неделя: познакомить детей с понятиями мимика, жест, упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, развивать способность понимать и слушать собеседника, пантомимические упражнения.

3 неделя: развивать фантазию творчества в процессе придумывания диалога к сказке, учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость, активизировать использование в речи детей понимание, мимику, жест. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба», хоровод.

4 неделя: развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса, активизировать словарь, закрепляя умение пользоваться понятиями, мимика жест, игра «Я прочту стихотворение, а ты покажи действие мимикой и жестами», народная игра.

Март

1 неделя: способствовать объединению детей совместной деятельностью, расширять словарь жестов и мимики, введение понятия (пантомима) творческая игра «Что за сказка», пение песни из мультфильма «Пластилиновая ворона».

2 неделя: учить характерной передачи образов движениями рук и пальцев, закрепить в речи понятие пантомима, игровые упражнения с помощью пальцев, игры-инсценировки с помощью пальцев, веселые танцы.

3 неделя: развивать фантазию, совершенствовать выразительность движений, чтение сказки В.Бианки «Теремок», игра «Кто это?», слушание спокойной музыки.

4 неделя: создать положительный и эмоциональный настрой, вызвать интерес к новому произведению, учить понятно, логично, отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать умение охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Беседа по сказке В.Бианки «Теремок», слушание песен о дружбе.

Апрель

1 неделя: развивать умение выразительно рассказывать сказку. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность передачи образов, народные игры.

2 неделя: учить узнавать героев по характерным признакам в игре «Узнай героя», совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Драматизация сказки «Tepeмок».

3 неделя: введение понятия интонация, игры на отработку интонационной выразительности. Развитие коммуникативных способностей, слушание спокойной музыки.

4 неделя: введение понятие скороговорка, отработать дикцию проговариванием скороговорок, подвижная игра.

Май

1 неделя: уточнить понятие скороговорка, развивать дикцию, ввести понятие рифма, упражнять в придумывании рифмы к словам, подвижная игра.

2 неделя: упражнять в подборе рифм к словам, дидактическая игра «Придумай как можно больше слов», поощрять совместное стихосложение.

3 неделя: показать, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения, помочь детям понять смысл сказки «Хвостатый хвастунишка», совершенствовать средство выразительности в передачи образов сказки.

4 неделя: учить логично и понятно, отвечать на вопросы сказки, используя в речи сложноподчиненные в речи предложения. Дать понятия, что музыка и иллюстрации верное средство выразительности, характеристика персонажей сказки, народная игра.

Июнь

1 неделя: пантомимические упражнения, интонационные упражнения, передача образов через средство выразительности. Конкурс «На лучший показ героя сказки».

2 неделя: драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка», учить коллективно и согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность. Парный танец.

3 неделя: знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик», беседа по содержанию, сочинение продолжения сказки. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

4 неделя: пантомимическая игра, придумывание сказки, драматизация придуманной сказки, развивать творческое воображение, развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе

Июль

1 неделя: учить распознавать эмоциональное состояние по мимике, учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации изображать соответствующую мимику у себя на лице.

2 неделя: объяснение понятия эмоция, знакомство с пиктограммами, изображающими эмоции, эмоциональное чтение стихов игрушки, подвижная игра.

3 неделя: драматизация сказки «Снежная королева», способствовать обогащению словаря и эмоциональной среды ребенка;

4 неделя: знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей», пение песен.

Август

1 неделя: воспитывать у детей эмпатию, закрепить умение последовательно излагать мысли по сказке К.Чуковского, игра «Изобрази настроение героев»;

2 неделя: помочь детям понять взаимозависимость людей, их необходимость друг другу. Игры с куклами марионетками.

3 неделя: управление куклами бибабо из сказки «Репка», показ кукольного театра по сказке «Репка».

4 неделя: слушание сказки «У страха глаза велики», изображение эмоций страха, танец под фонограмму к песне В.Шаинского «Улыбка».

Сентябрь

1 неделя: беседа по сказке «У страха глаза велики», пантомимические игры, ряженье в костюмы, хоровод.

2 неделя: закрепить умение изображать страх, рассматривать картины «Страшно», рисование свои страхов, игра «Преодолеем страх», настольный театр «Красная Шапочка».

3 неделя: распределение ролей, ряженье в костюмы, драматизация сказки «У страха глаза велики».

4 неделя: знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна», игра «Найди и покажи эмоции», подвижная игра.

Октябрь

1 неделя: учить детей распознавать злость, совершенствовать умение передавать настроение героев с помощью различных интонаций, рассматривание картинки «Злость». Упражнение на выразительность голоса, мимики и голоса.

2 неделя: неделя беседа о злости, упражнение «Изображаем эмоцию», рассказывание детьми сказки, «Как поссорились Солнце и Луна».

3 неделя: закрепить умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки драматизации, распределения ролей, ряженье. Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Лунa».

4 неделя: викторина «Мы любим сказки», драматизация любимой сказки, игра «Я называю героев, вы называете сказку», отгадывание загадок, игра «Покажи эмоции». Игра «Покажи героя», веселые песни. Награждение

 

 

План проведения мероприятий по театральной деятельности

в рамках Года театра

Дата Мероприятия Группы Ответственные
 

Февраль

 

 

 

 

 

-Анкетирование для  родителей.

-Презентация для детей «Что такое театр ?»

— Театральное представление «Добро пожаловать» г. Пенза

 

 

2 мл – старшая

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

27 03.19г международный день театра.

 

30.03.19г

 

-Консультация для родителей: «Различные виды театров»

— Театральные сценки в утренниках

 

— Кукольный спектакль «Потерялась наша Таня»

 

— Посещение музыкального театра в г. Рязань: «Средство Макропулуса»

 

Все

 

 

Все

 

 

Все

 

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель

педагоги

 

Педагоги

 

 

 

 

педагоги

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Беседы, игры, миниатюры, этюды  о театре и театральных профессиях.

— Просмотр циркового представления (г. Самара)

-Пошив костюмов к показу сказки «Кошкин дом»

-Драматизация сказки «Кошкин дом»

 

Все

 

 

Все

 

Педагоги

 

 

Старший воспитатель

 

 

Кочь Л.И.

 

 

педагоги

 

 

Август

-Развлечение «Яблочный спас не пройдёт мимо нас!»

— «В гости сказка к нам пришла!» (представление для малышей)

—Выставка театральных атрибутов

-Подготовка к РМО

Все

 

 

Дети старших групп

 

 

Родители всех групп

 

 

Педагоги

 

 

Абанина О.В. Бобылёва А.А. Голованова О.И.

 

Педагоги

 

Старший воспитатель

Педагоги

 

Сентябрь

-Смотр театральных уголков в группах.

-«Карнавал сказочных героев». (дефиле костю-

мов с показом эпизодов из сказок.)

-Консультация для родителей «Домашний театр»

-Подготовка к РМО

Все Старший воспитатель

 

 

 

 

Педагоги

 

 

Старший воспитатель

Педагоги

 

Октябрь

-Поездка в театр

(г. Рязань)

-Детско-родительская фото выставка «Дети и театр».

-Квест-игра «Путешест – вие в мир театра».

-Подготовка к РМО

Педагоги

 

Все

 

 

Все

Сажина И.В.

 

Педагоги

 

 

Педагоги

 

Старший воспитатель Педагоги

 

Ноябрь

-Фестиваль семейных театров. (совместное выступление детей и родителей.

-РМО

Все Педагоги

 

 

Старший воспитатель Педагоги

 


WordPress Lessons