Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (кружковая работа)

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № 1

от 2.09.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

и о Заведующего МДОУ

«Ряжский детский сад № 4»

_____________Е.А.Захарова

__.___.2019 г.

 

 

 

 

 

 

Программа работы кружка по изобразительной деятельности

 

 

 

Кружок «Акварелька»  средний дошкольный возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории

Арестова  Анна   Давыдовна

 

 

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Программа «Акварелька» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.

Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель:

 

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Задачи:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
    2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
    3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
    4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
    5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
    6. Развивать творческие способности детей.
    7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
    8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

    Основные методы работы:
    Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
    Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
    Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

    Форма обучения:

 

специально организованная деятельность;

 

беседы (о руках человека;о внешнем виде и образе жизни птиц,рыб и зверей; о дожде и дождливой погоде; на тему осени; о народных промыслах; о праздниках; о весне и цветущих растениях);

 

 экскурсии (в лес (сбор осенних листьев),рассматривание деревьев;наблюдение листопада на прогулках; рассматривание машин на улице; наблюдение за снегопадом; за небом в разное время суток);

 

 экспериментирования (тонирование больших листов бумаги,деля пространство на две части; создание панорамы города; подготовка основ для будущих композиций; с природным материалом; с разными пластическими материалами; со снегом; с цветом гуашевых красокдля получения разных светлотных оттенков; с отражением в зеркале)

 

игровые упражнения(на развитие цветового восприятия; подбор гармоничных цветовых сочетаний; сравнивание предметов белого цвета на разном фоне)

 

 подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся в первой половине дня с подгруппой детей из 10человек 1раз в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Место проведения: Изостудия «Акварелька».

Используемый материал: 

Рисование: акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
— кисти.

-зубные щетки;

-пенопласт;

-пластилин.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки , пуговицы, бусины, бисер, ткань.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей развития мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Перспективное планирование

Сентябрь

Подготовка материалов к занятиям,предварительная диагностика

Октябрь

  1. «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения».

Задачи: Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами.

Материал: белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.

2.«Матрешка»(пластилинография)


Задачи:
Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства

Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.

3.«Люблю березку русскую»(отпечатки листьями)

Задачи: Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.

Материал: Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.

  1. «Дуб» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)


Задачи:
Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Материал:Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.

  1. «Жар птица» (аппликация из сухих листьев)

Задачи: Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листья-ми). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Материал: Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти,салфетки,клеенки.

Ноябрь

  1. «Птичка клюют ягодки на веточке» (пластилинография + аппликация из мятой бумаги)

Задачи: Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать художественного творчества, эстетических чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Материалы: Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть, салфетки, клеенки


  1. «Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки).


Задачи:
Учить передавать в рисунке приметы надвигающейся зимы: отлет гусей на юг. Учить изображать птиц в полете. Передавать голубыми, синими, фиолетовыми цветами спектра наступающие холода. Учить новой технике рисунка: восковые мелки и акварель. Поощрять проявление творчества при передаче полета птиц. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки. Рисунок в книгах с изображением летящих гусей.

3. «Наш осенний лес»(соль+акварельныекраски+ПВА)

Задачи: Формировать навыки работы с клеем ПВА и солью, развитие интереса к художественной деятельности. Освоение новых приемов  и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Клей ПВА, соль,  акварельные краски ,кисти, картины с осенним пейзажем.

  1. «Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятойбумаге)

Задачи: Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.

Декабрь

  1. «Шишки на ветке» (рисование жесткой кистью)

Задачи: Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками; совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Воспитание усидчивости, аккуратности

в работе, желания доводить начатое дело до конца.

Материал:Гуашь, жесткая кисть, салфетки

  1. «Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью)

Задачи: Закреплять умение детей рисовать жесткой кистью. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки), рисовать елочку. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

.
Материал: Гуашь, жесткая кисть, салфетки


  1. «Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками)


Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у детей любовь к природе.

Материал: Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой.

  1. «Дед Мороз» (аппликация)

 

Задачи:Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги. Учить создавать выразительный образ Деда Мороза, по возможности передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочка и борода из ватных дисков), Развивать глазомер, чувство формы, пропорций.

Материал: Цветной картон для фона, ватные диски, бумажные  квадраты и прямоугольники разного размера для лица и шапки, ножницы, клей, блестки.


  1. «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)

Задачи: Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

Материалы: Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, салфетки.

Январь

  1. «Снежинки» (рисование восковыми мелками и солью)
    Задачи: Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование восковым мелом и солью. Развивать фантазию, воспитывать эстетическое восприятие.

Материалы: Белые листы бумаги, акварель, восковые мелки, соль, салфетки, кисть, баночка с водой.

  1. «Сказочный зимний лес» (аппликация из ткани)

Задачи: Учить сочетать разные виды изобразительной техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и ствола. Совершенствовать технические умения- учить вырезать крону деревьев из тюля. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) Цветной картон для фона, тюль белая и коричневая бумага, гофрированная бумага, клей ПВА, декоративные снежинки.

 

  1. «Узоры на окнах» (раздувание капли)

Задачи: Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Материалы: Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка

  1. «Медвежонок» (рисование поролоном)

Задачи: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.

Материалы: Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.

Февраль

  1. «Панно из природного материала» (аппликация из бросового материала)

Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.


Материалы
: макаронные изделия, горох, фасоль, ракушки ,пшено, семечки и т.д., клей ПВА, цветная бумага плотный ,картон для фона, пластилин.

  1. «Попугай» (рисование — гуашь)

Задачи:Учить детей рисовать попугая гуашевыми красками. Совершенствовать технику рисования кистями разного размера,    подбирать красивые цветосочетания. Закрепит знания теплых цветов и оттенков, упражнять в смешивании красок на палитре. Развивать чувство цвета.
Материал: Листы бумаги А4, гуашь, кисти 2х размеров

3. «Открытка для папы» (аппликация из ткани)


Задачи:
Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

Материал: Пластилин, макаронные изделия, горох, крупа, бисер, рама для оформления.

  1. «Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты)

Задачи: Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки. Развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Материалы: Лист картона, пластилин, макаронные изделия, крупа, вата, салфетки, клей, кисть.

Март

  1. «Подарок на 8 марта» (аппликация из крепиров. бумаги)

Задачи: Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.

Материалы: Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы

  1. «Березовая роща» (аппликация из трубочек)

Задачи: Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы:Одноразовая тарелка  голубого цвета, бумага белого цвета, ножницы, клей ПВА, черная пряжа.

3. «Ёжик» (аппликация из семечек)

Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации — вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок; дополняя свою работу различными деталями. Учить передавать особенности строения животных. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, интерес к окружающему, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: Лист белого картона; гуашь; семечки; бусины для глаз; ткань (желтый фетр для солнца) ; желтые шерстяные нитки, клей ПВА, кисти, салфетка, клеенка, простой карандаш, картина «Ежиха с ежатами».

4. «Цветочная полянка» (аппликация из бумаги)

Задачи: Учить детей составлять образы бабочек техникой оригами. Развивать воображение и чувство композиции.Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. .Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков, обрезки цветной бумаги.

Апрель

 

1.«Весеннее небо» (цветовая растяжка)

 

Задачи: Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.
Материалы: Белые листы бумаги, акварельные краски, ватные тампоны, банки с водой, цветные карандаши.

 

  1. «Космическое путешествие»

Задачи: Заинтересовать детей рисованием космического пространства ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при раскладывании мятой бумаги в виде круга (планеты). Побуждать дополнять свою работу звёздами, созвездиями, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

Материал: Лист бумаги А5, тонированный в темные цвета, коктейльные трубочки, штампики, бумага цветная из журналов, пластмассовые ложки, зубные щетки, гуашь, клей, вода в миске.

  1. «Слон» (лепка)

Задачи: Познакомить детей с новым материалом для лепки-скульптурный пластилин. Воспитывать усидчивость, аккуратность в выполнении работы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.


Материал:
Скульптурный пластилин, стеки, доски для лепки.

 

  1. «Пасхальная композиция на тарелочке»

Задачи: Учить детей собирать красивую композицию в глубокой тарелочке из предложенного материала. Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:Глубокие одноразовые тарелочки, яички из пенопласта ,сизаль, цыплята, искусственные цветы, клей.

  1. «Веселые человечки» (моделирование объемных поделок)

Задачи:Учить детей создавать веселые игрушки из яичной скорлупы (портреты), произвольно сочетая природные и бытовые материалы. Продолжать учить клеить детали аккуратно. Развивать чувство юмора, формы и композиции.

Материал: Яичные скорлупки (из которых выдуто содержимое), клей ПВА, мордашки самоклейки, шляпки, сизаль бумажный, курочки и петушки,сделанные из яичных ячеек педагогом для подставок, салфетки.

Май
1. «Салют» (аппликация из крепированной бумаги)

Задачи: Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.


  1. «Необычные кошки» (рисование- гуашь)

Задачи:Создать условия для изображения детьми необычных кошек. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно – образной выразительности. Воспитывать художественный вкус, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

 

Материал: Листы бумаги А4, кисти ,палитры, гуашь.

  1. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)

Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Материалы: Макаронные изделия, пластилин, лист цветного картона.

  1. «Подсолнух» (аппликация из крупы)

Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Материалы: Лист цветного картона, клей, крупа, семечки, кисть, салфетки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
  2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
  6. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
  7. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.

 

 

 

 

 

 

В программе «Акварелька» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются  адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

 

   Разделы

                                           Уровни развития
Средний Высокий
Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской   росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

 

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты  обследования заносятся в  разработанную таблицу-матрицу.

 

Ф.И.ребенка Техника работы

с     материалами

Предметное и       сюжетное изображение Декоративная

 деятельность

  Н.г К.г Н.г. К.г. Н.г. К.г.
             
 
 
             
             
             
             
             
             
             

 

В диагностической таблице  используется следующее обозначение: высокий уровень — В, средний  — С, низкий — Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология  достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


WordPress Lessons