Почему нужны сказки, и как рассказывать их детям.

Все дети обожают читать и слушать сказки — народные и авторские, старинные и современные, сказки со всего мира или те, которые на ходу сочиняют родители специально для своих малышей. Какая бы не была сказочная история – это всегда больше, чем весёлый поучительный рассказ. Это – общение с родным человеком, атмосфера древности, волшебства и та самая победа добра над злом, которая так необходима маленькому человеку.

Почему это полезно?

Самые известные народные сказки, которыми заслушиваются многие и многие поколению малышей наполнены до краев материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы. Сказки помогают в развитии внимания, памяти, мышления, начальных математических представлений, представлении о композиции, логических связях, социальных и моральных  нормах, речи, воображения.

Чтение сказок оказывает стимулирующее влияние на развитие речи: расширяется словарный запас, эмоциональная составляющая речи, чувство ритма и рифмы, способность строить и воспринимать диалог.

Почему дети так любят читать одну и ту же историю много раз?

Сказка даёт очень богатый материал для развития и размышления, и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит заложенный в одной сказке опыт. Ребенку важно слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой – норушкой всегда приходит лягушка – квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. Это создает ощущение безопасности, убеждая его в постоянстве законов окружающего мира.

Как рассказывать детям сказки.

  1. Лучше читать сказки самим, чем доверять записи. Живые интонации и присутствие чтеца рядом наполняют сказку сердечным теплом.
  2. Выбирайте сказки, герой которых чем-то похож на ребенка. Может быть, девочка часто воображает себя принцессой, а мальчик каждый день играет в пиратов? Пусть они получат удовольствие, неосознанно отождествляя себя с героем очередной сказки. Это не значит, что нужно ограничивать сказочную подборку какой-то одной узкой темой, но ориентироваться стоит, конечно, на пожелания самого ребенка.
  3. При желании, используйте имя ребенка для главного героя. Оказаться в хижине трех медведей может не классическая Маша, а Танечка. Это поможет ребенку окунуться в сказку.
  4. Для каждого персонажа выбирайте уникальный тембр, высоту и интонации голоса. Для ребенка вы будете самым талантливым актером, даже если вам так и не кажется.
  5. Сказки можно не только читать и рассказывать, но и показывать. Для этого не обязательно идти в кукольный театр. Представление можно устроить и дома. Можно собрать фигурки для пальчикового театра, сшить или купить перчаточные куклы или сделать вместе с ребенком настольный театр из картонных фигурок.

И немножко про сказки перед сном.

Чтение сказок на ночь немножко отличается от дневных историй, поскольку ребенку нужно помочь переключиться от состояния активности к состоянию сна. Старайтесь выучить на память 1-2 сказки и рассказывать их только по вечерам, чтобы звучание первых строк настраивало ребенка на сон. В это время не нужно показывать книжку с картинками: рисунки и перелистывание страниц взбудоражат ребенка. Выделять персонажей разными голосами тоже не стоит, читайте сказку ровным, протяжным голосом, замедляя её темп, параллельно с тем, как малыш засыпает.

Бобылева А.А


WordPress Lessons