Использование специальных методов для обучения и воспитания детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

 

Метод — это форма усвоения учебного материала. У метода обучения есть две стороны: внешняя (последовательность действий педагога и адекватные действия детей) и внутренняя (требует глубокого понимания усвоенных знаний).

Метод — это способ деятельности педагога, направленный на прочное усвоение знаний, включающий в себя приёмы (отдельные операции в умственной и практической деятельности).

Методы  обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Задача индивидуального подхода – научить ребенка добиваться успехов в учебе, получать высокие результаты в обучении в пределах возможности ребенка.

Методы и приемы обучения детей с ОВЗ в ДОУ заключаются в:

  • Индивидуальном подходе к каждому ребенку с ОВЗ;
  • Постоянной мотивации к обучению;
  • Ратификации за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности;
  • Постановке интересных цепочек целей в обучении;
  • Формировании необходимых навыков и привычек для облегчения обучения.

Специфика работы учителя–логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребенка. С дошкольником используются в основном игровые формы работы, но работа все равно строится в виде организованных и плановых занятий.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы и инновационные технологии.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень речевой активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, поэтому поиск и использование форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса в работе учителя – логопеда.

При подборе содержания логопедических занятий для детей с нарушениями речи необходимо учитывать с одной стороны принцип доступности. Но не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации коррекционной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей с ОВЗ неоднородна, то задачей учителя логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются классификации М.Н.  Скаткина, И.Я Лернера и Ю.К. Бабанского.

Согласно классификации М.Н.Скаткина и И.Я Лернера методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, и уровня активности детей. В ней выделяются следующие методы:

— объяснительно – иллюстративный;

— репродуктивный;

— частично – поисковый;

— проблемное изложение;

— исследовательский.

Классификация методов по организации и осуществлению учебно  — познавательной деятельности предложенная Ю.К. Бабанским представлена тремя группами методов:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

1 группа: Словесные методы (рассказ, лекция, семинар, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация и др);

Практические (упражнения, опыты, трудовые действия, обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка);

Проблемно поисковые (объединять детей условной нормы и с ОВЗ по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций. объединять детей условной нормы и с ОВЗ по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций);

Репродуктивные (используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу);

Методы  самостоятельной работы.

  1. группа: Методы стимулирования и мотивации интереса к обучению;

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3 группа: Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с детьми, имеющими, ОВЗ считается:

— Объяснительно – иллюстративный;

— наглядный;

— репродуктивный;

— частично – поисковый;

— информационно – коммуникационный;

— контроль;

— самоконтроль.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно воспитательный процесс, точнее применив игровую форму организации деятельности для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы, что важно не только для дошкольников с нарушениями речи, но и особенно важно для дошкольников с ОВЗ.

Кроме методов, в качестве средства активации дошкольного образования могут выступать формы организации обучения.

Основной формой организации совместной деятельности учителя логопеда является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям дошкольников, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются:

— Игра;

— сказка;

— путешествие;

— соревнование;

— фантазирование и другие.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приемы обучения:

1.Использование вставок на доску (букв, слов), при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.

  1. Узелки на память (составление, запись, вывешивание на доску основных моментов изучения тема, выводов).

3.Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами.

  1. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.
  2. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.
  3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия.
  4. Активные методы рефлексии.

Все выше перечисленные методы и приемы организации дошкольного образования в той или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.

Таким образом, применение методов и приемов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает дошкольников в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что так же является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а так же обеспечивает его восприятие с различных сторон.


WordPress Lessons