Наличие обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

Воспитанник с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами областной ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в ДОУ является добровольным решением родителя.

К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности, и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Однако ребенок с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

Всего по заключениям областной ПМПК в МДОУ «Ряжский детский сад №4» находится 2 ребенка :

  • с фонетико – фонематическими нарушениями –  1 воспитанник;
  • с пятой группой здоровья — 1 ребёнок.

В МДОУ «Ряжский детский сад №4» есть музыкальный руководитель, 10 воспитателей, медицинская сестра. Других специалистов, осуществляющих коррекционную работу — нет.

Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам реализации основной общеобразовательной программы.

Деятельность воспитателя  общеразвивающей группы  направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников:

— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии

— консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

— ведение необходимой документации.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.

Штатный медицинский работник  выполняет рекомендации ПМПК,  по созданию условий для  воспитанников с отклонениями в развитии.

 

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Педагоги ДОУ не прошли специальное обучение – курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
  2. В ДОУ отсутствуют такие специалисты, как учитель – логопед,  педагог — психолог, поэтому психолого-педагогическая, социальная помощь, специализированная медицинская помощь не оказываются.
  3. Недостаточность материально – технической базы.
  4. Наполняемость групп выше нормы.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ:

по организации инклюзивного образования для получения дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ необходимо включить в «дорожную карту» следующие разделы:

  • кадровое обеспечение – организация курсов повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования;
  • ежегодная организация деятельности областной психолого-медико-педагогической комиссии;
  • организация сетевого взаимодействия специалистов;
  • организация финансирования по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их психического и физического развития, целесообразно ввести в штатное расписание ДОУ дополнительные ставки педагогических работников: учителя-дефектолога, педагога-психолога.
  • организовать кабинет логопеда и оснастить  учебно-методическим комплектом для реализации АООП, мебелью, техническим оборудованием, инвентарем;
  • создать предметно-развивающую среду в группах, в которых обучаются дети с ОВЗ;
  • открыть группу  комбинированной направленности.

Можно сделать вывод о том, что организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением. ДОУ нуждается в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи.

Главная задача педагогов ДОУ — адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.


WordPress Lessons