Программа по формированию основ пожарной безопасности

Программа по формированию основ пожарной безопасности у детей МДОУ «Ряжский детский сад № 4»

Актуальность:

По данным органов пожарной охраны, каждый 6—7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них — дошкольники.

Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во-вторых, в ДОУ еще недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Основания для разработки Программы:

1. Закон «Об образовании РФ».

2. Концепция дошкольного воспитания.

3. Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

5. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.12г. № 390;

6. Правила пожарной безопасности для учреждений высшего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, среднего профессионального  учреждения, учреждений дополнительного образования, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89;

7. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях НПБ 104-03;

8. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, НПБ 110-03.

Цели Программы:

1.Сформировать интерес  детей дошкольного возраста к проблеме собственной безопасности в быту, на улице, в общественных местах;

2. Создать условия для усвоения основных правил  пожарной безопасности, действиям  при возникновении пожара.

3.Формировать у детей личностные качества — дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание.

4.Организавать просветительскую работу с родителями воспитанников, привлечь внимания родителей к проблеме пожарной безопасности

Задачи Программы:

•Дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

.•Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен открытый  огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

•Знакомить с историей появления  электроприборов (утюга, пылесоса, телевизора, стиральной машины и др.), учить безопасному обращению с ними.

•Формировать чувство повышенной  опасности огня: рассказать о природных свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

•Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона); учить набирать телефонный номер пожарной службы; формировать навыки общения дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

•Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

•Формировать навыки самостоятельности.

•Развивать   познавательную  активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

•Формирования у детей здорового чувства опасности.

В основу программы положены следующие принципы:

•»позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

•дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

•развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

•сочетание научности и доступности материала;

•наглядность;

•рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

•профессиональная компетентность педагога;

•систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;

•принцип доступности (от простого к сложному, от близкого до далекого);

•принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

•принцип преемственности, который предполагает взаимодействие ребёнка в условиях ДОУ и семьи.

Формы работы:

1.Игровая деятельность (дидактические, творческие, сюжетно- ролевые, подвижные, настольно-печатные игры)

2. Познавательная деятельность (игры — занятия, беседы, наблюдения, рассказы воспитателя, экскурсии, решение проблемных  ситуаций, обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок на противопожарную тематику).

3.Развитие речи. Составление творческих рассказов, литературные викторины, разучивание стихотворений, обучение ролевому диалогу с диспетчером Службы спасения.

4. Конструирование. Создание с помощью всевозможных конструкторов, различных материалов композиций по теме.

5. Исследовательская    деятельность. Опыты.

6. Ознакомление с научно-популярной и художественной литературой. Чтение и обсуждение произведений для детей «противопожарной» тематики.

7. Музыкальная и театрализованная деятельность. Театрализация художественных произведений.

8. Изобразительная и продуктивная деятельность. Рассматривание плакатов, иллюстраций в книгах этой тематики, творческие работы.

9. Физическое развитие. Подвижные игры, эстафеты, конкурсы, спортивные праздники, досуги и развлечения.

10. Работа с родителями. Оформление стенда «01»; анкетирование «Откуда опасность»; консультирование; викторина вместе с детьми; встреча с пожарным инспектором.

Ожидаемые конечные результаты:

В процессе реализации программы у детей будет сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, дети усвоят основные правила пожарной безопасности, научатся  правильно действовать при возникновении пожара. Программа будет способствовать формированию у детей личностных качеств — дисциплинированности, культуры поведения, выдержки, внимания. Педагогический коллектив организует взаимодействие с родителями по теме  «Пожарная безопасность детей». В ДОУ будет создана система воспитательно – образовательной работы с детьми 3-7 лет по теме «Пожарная безопасность»

Участники Программы: Дети младшего и старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель.

Сроки реализации  Программы: 4 года.

Тематическое планирование

Месяц Формы работы с детьми Формы работы с родителями и сотрудниками 
Сентябрь 1.Рассказ о профессии пожарного.2.Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»

3.Знакомство с пожарной машиной.

4.Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».

5.Чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом».

6.Игра-тренировка

«Организованно покинуть группу».

1.Консультация «Не оставляйте детей без присмотра!»2.Инструктаж по изучению правил ПБ».

3.Практическое занятие «Отработка схемы эвакуации детей в случае пожара».

Октябрь 1.Беседа «Пожарный – профессия героическая».2.Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

3.Коллективная работа по изобразительной деятельности «Пожарные машины спешат на помощь».

4.Рассматривание плакатов по ПБ.

5.Моделирование ситуации «Вызов пожарников по телефону».

1.Консультация «Что нужно делать при пожаре?»2.Практическое занятие «Как пользоваться средствами пожаротушения?»

3.Изготовление атрибутов к играм по ПБ.

Ноябрь 1.Беседа «Пожар, пожароопасные предметы».2.Дидактическая игра «Горит – не горит».

3.Выставка детских рисунков на тему

«Огонь – друг, огонь – враг».

4.Знакомство с пословицами и поговорками на тему ПБ.

Тестирование на тему «Откуда опасность?»
Декабрь 1.Рассматривание плакатов по ПБ и беседы по содержанию.

2.Чтение произведений Л. Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки».

3.Моделирование ситуаций  «Найди пожароопасные предметы».

4.Беседа «Безопасный Новый год».

Консультация медработника «Оказание первой медицинской помощи при ожогах и других травмах».
Январь 1.Драматизация «Кошкин дом».2.Дидактическая игра «Предметы – источники пожара».

3.Составление рассказов на тему «Откуда может прийти беда?»

4.Игра-эстафета «Пожарные на учениях».

Оформление и регулярное обновление стенда по ПБ для родителей и детей. 
Февраль 1.Встреча с инспектором пожарной охраны.2.Эксаурсия к пожарному щиту.

3.Оформление макета по ПБ.

Встреча с инспектором пожарной охраны.
Март 1.Загадки по ПБ.2.Чтение произведений Б. Житкова «Пожар»,

«Дым», «Пожар в море».

3.Моделирование ситуации «Пожар в доме».

1.Инструктаж по изучению правил ПБ2.Викторина с родителями и детьми «Правила пожарной безопасности для взрослых и детей».
Апрель 1.Разучивание стихов по ПБ.2.Игровое занятие «Бытовые электроприборы – наши друзья».

3.Сюжетно-ролевая игры «Спасатели».

1.Стенд «Бытовые электроприборы – наши друзья».
Май 1.Игра тренировка «Организованно покинуть группу».2.Экскурсия в пожарную часть.

3.Спортивный праздник, посвящённый Дню пожарника.

4.Беседа «Почему нельзя зажигать сухую траву?»

1.Практическое занятие «Отработка схемы эвакуации детей в случае пожара».2.Семейный конкурс творческих работ
Июнь 1.Подвижная игра «Пожарные на учениях».2.Беседа «Причины пожаров в природе».

3.Моделирование ситуации «Пожар в природе».

4.Опыт «Песок и вода могут затушить огонь».

1.Консультация «Организация  летнего отдыха детей».
Июль 1.Беседа «Пожар в лесу».2.Игра-соревнование «Быстрые и ловкие».

3.Моделирование ситуации «Пожар в лесу».

1.Консультация «Опасные ситуации на улице и дома».
Август 1.Беседа «Один дома. Опасные места в доме».2.Моделирование ситуации «Один дома». 1.Анкетирование «Один дома. Откуда опасность?»2.Фотостенд «Как мы летом отдыхали на природе»

Приложение 1

Опросник

1.  Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.

2.  Как вызывать Службу спасения?

3.  Перечисли правила обращения с бытовыми электроприборами (дидактическая игра «Наши помощники»).

4.  Назови пожароопасные предметы.

5.  Отчего может возникнуть пожар?

6.  Перечисли правила поведения при пожаре.

7.  Назови правила пожарной безопасности.

8.  Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.

9.  Перечисли правила поведения дома(решение проблемных ситуаций «Когда

дети остаются дома одни»).

Стихи и загадки

*Нам без доброго огня обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Нам огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и  хлеб печет.

Е. Ильин

*Выпал на пол уголек, деревянный пол прожег.

Не смотри, не жди, не стой. А залей его… водой.

*Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те… отнять.

*Если где хранится мусор или просто старый хлам,

Надо будет потрудиться, навести порядок там.

Мы метлу, лопату взяли и быстрее все… убрали.

*Шипит и злится, Воды боится.С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

*Что бывает, если птички зажигают дома спички? (Пожар.)

*Летела мошка —

Осиновая ножка.

На стог села —

Все сено съела. (Спичка.)

*То назад, то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь — горе: Продырявит море. (Утюг.)

*Все ест — не наедается, А пьет — умирает. (Огонь.)

•   Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем,

Посоветую я детям — не играйте с домом этим. (Спички.)

•   В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Коробок спичек.)

•   Красная корова всю солому поела. (Огонь.)

•   Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может, два.

Ты его рукой не тронь —

Искусает всю ладонь. (Огонь.)

*

Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

(Спички)

Это темный-темный дом,

Сто сестричек жмутсяв нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть,

Как  костер.(Спички)

*Жевать не жую, а все поедаю. (Огонь)

Я мала, да зла,

Чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду,

Что много горя принесу.

Стихи

Пожарная машина Н. Пикулева

Пожарная машина

Проснулась по тревоге.

Пожарная машина

Помчалась по дороге.

Туда, где плачут дети,

Туда, где дым и жар

И раздувает ветер

Пожар, пожар, пожар.

Не страшно ей нисколько

Огню в глаза смотреть.

Но только бы, но только

Успеть, успеть, успеть.

Найти того, кто в доме,

И вырвать из огня!

Надежная команда

Сидит внутри меня.

Скрывается команда

В дыму, в дыму, в дыму,

Чумазых ребятишек

Несет по одному…

Нашли! Спасли! Живые!

Дрожит в глазенках страх,

И жалобно мяучит

Котенок На руках…

            С. Маршак «Кошкин дом»

…А дома перед печкой                   Озирается кругом,

Огонь прожег ковер.                       Машет красным рукавом.

Еще одно мгновенье                        -Как увидели грачи

И легкий огонек                               Это пламя с каланчи,

Сосновые поленья                          Затрубили,

Окутал, обволок                              Зазвонили:

Взобрался по обоям,                                   Тили-тили,

Вскарабкался на стол                      Тили-тили,

И разлетелся роем                           Тили-тили, тили-бом!

Золотокрылых пчел.                                   Загорелся кошкин дом!

Вернулся кот Василий                           Загорелся кошкин дом!

И кошка вслед за ним                               Бежит курица с ведром,

И вдруг заголосили:                                     А за нею во весь дух

— Пожар! Горим! Горим!                   С помелом бежит петух,

С треском, щелканьем                      Поросенок — с решетом,

и громом                                            И козел — с фонарем.

Встал огонь над новым                    Тили-бом!

домом,                                                  Тили-бом!

 

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он -в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра …

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

3. Шефнер

Считалки

Эне-Бена,

два полена,

Спички,

печка,

дым колечком.

Я подул на уголек,

Выходи-ка, огонек.

 

*Кинь, кинь, перекинь,

Давай вместе побежим

Через воду и огонь

-Не догонит нас и конь.

Раз, два — догоняй,

Ну попробуй нас поймай.

 

Стихи для игр-рифмовок

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой… (пожар).

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в… (квартире).

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… (утюг).

Красный отблеск побежал. Кто со спичками… (играл).

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над… (газом).

Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег… (траву)?

Кто в огонь бросал при этом Незнакомые… (предметы).

Дым увидел — не зевай. И пожарных… (вызывай).

 

Ростом спичка — невеличка,

Не смотрите, что… (мала).

Эта маленькая спичка

Может сделать много… (зла).

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить… (нельзя).

***

Знают взрослые и дети, В самых дальних концах Земли, Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь… (берегли)!

Сохраняли его, как умели, Всемогущий горячий огонь, И хоть тысячу лет пролетели, Людям нужен по-прежнему он!

***

Мы знаем, что пожар — беда,

Но все ж случается порою.

Пожарные спешат тогда,

Чтоб быстро справиться с… (бедою).

В боевках прочных, шлемах крепких

В морозы, зной и под дождем

. По всей стране когорта смелых,

Стоит в дозоре… (боевом)

СКАЗКА О ТОМ, КАК ОГОНЬ С ЧЕЛОВЕКОМ ПОДРУЖИЛСЯ

Один мужик облюбовал в лесу место под ржаное поле. Стал он валить деревья, расчищать поляку. С рассвета и дотемна раздавался в лесу стук его топора. Сначала он срубил деревья, потом начал корчевать пни.

А когда пришло время сеять рожь, оглянулся мужик вокруг и видит: сил положил много, а места расчистил мало. С такого поля не прокормишься. Да еще бревна и пни надо с поля убрать. Сидит мужик под елкой и горюет. Вдруг видит: по лесу среди лип и берез, среди сосен и елей идет кто-то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные полы развеваются. Приблизился он к мужику, остановился и говорит:

— Удачи тебе, мужичок, в твоем деле. А что же ты делаешь?

— Лес под поле освобождаю. Трудился, трудился не покладая рук — расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни с поля увезти, тоже работа нелегкая.

— Хочешь, я тебе помогу?

— Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем.

— Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул

свой кафтан, взмахнул широкими рукавами, взметнул алыми полами. Стали рукава белым дымом, а полы — алым пламенем. И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, глотая пни и деревья. Мужик испугался: «Этак он и меня сьест. Бежать надо!».

Кинулся мужик прочь, да споткнулся о ведро с водой. Ведро опрокинулось, вода разлилась, пламя потухло. Оглянулся мужик и видит: вместо бревен и пней — юла, а на поле стоит тот -в алом кафтане, в своем прежнем обличье.

— Видал, как я с бревнами и пнями справился!

— Видал, — отвечает мужик, — спасибо тебе. Да кто же ты такой будешь?

—  Я Огонь. А тебе спасибо, мужичок, за угощение. Ведь для меня нет ничего лучше смолистой сосны да белой березы. Теперь ты приходи ко мне в гости. Угощу тебя тем, чего ты никогда не едал. Печеным да вареным.

Полетел он дальше, а мужик распахал поле и посеял рожь. Хорошо уродилась рожь! Осенью убрал ее мужик, обмолотил, сложил в клеть. _

— Теперь можно и к Огню в гости пойти. Пришел к Огню.

— Здравствуй, друг Огонь!

— Здравствуй, друг мужик! Садись к столу. Уселся мужик, а Огонь выставил перед ним

румяные блины, жареные пироги. Очень понравилось мужику угощение. Наелся он, завел беседу.

—  Что-то ты, друг Огонь, отощал, меньше стал?

—  Как тут не отощаешь… В доме ни обеда, ни ужина нет, ни смолистых плах сосновых ни белых поленьев березовых. Если я сегодня не подкреплюсь, то завтра мне конец будет.

— Зачем же тебе, друг, конца ждать? Пойдем ко мне, уж я найду чем тебя попотчевать.

Пришли они к мужику. Наколол он сухих березовых дров для друга. Набросился Огонь на них, вмиг все спалил, осталась от них маленькая кучка пепла, зато Огонь сразу раздобрел, повеселел, алым румянцем заиграл и помирать раздумал.

— Давай, — говорит мужику, — вместе жить: ты будешь меня кормить, а я на тебя работать.

Мужик согласился и поставил посреди своей деревянной избы каменную палату — печь.

А теперь давайте представим себе, каким монет быть огонь.

Огонь согревающий — это огонь, дающий человеку тепло, радость. Огонь пожирающий — злой, жадный огонь, приносящий людям беды, несчастье и разрушение. Огонь кормящий — огонь, на котором мы можем приготовить еду. Попробуйте съесть сырую картошку. Невкусно? А поджаренная, с румяной корочкой? Совсем другое дело. Ее нам дал огонь кормящий. Огонь, дающий свет, — это горящая свеча, электрическая лампочка.

 

САЛАМАНДРА — ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА ОГНЯ

В одном доме на столе в красивом подсвечнике стояла свеча. Ее зажигали по праздникам. В пламени этой свечи жила Саламандра — повелительница огня. Она любила танцевать и была похожа на юркую желтую ящерицу с красивыми глазами. Это она мне рассказала, что огонь бывает разным по характеру. Вот, например, огонь, который живет в печке, любит согревать и кормить людей, а в лампе — освещать их жилище. Пламя факела защищает людей от хищных зверей и освещает дорогу в лесу. Пламя свечей может украшать праздничный торт. Бенгальские огни дарят людям праздник. К огню нужно относиться с уважением и вниманием, иначе он может разозлиться и превратиться в страшное чудовище, способное погубить все вокруг. Пожар является стихийным бедствием. Его часто называют красным петухом.

Обращайтесь с огнем бережно, и тогда он будет помогать вам во всем, дарить тепло и красоту.

 

КАК ОГОНЬ ВОДУ ЗАМУЖ ВЗЯЛ

Е. Пермяк

Рыжий Огонь-Разбойник пламенно полюбил Холодную Воду. Полюбил и решил на ней жениться. А его все отговаривали: «Да что ты надумал, рыжий? Какая она тебе пэра? Зачем тебе Холодная Вода?». Загоревал Огонь, да встретил толкового мастера, человека, Иваном его звать. «Не горюй, Огонь, сосватаю, поженю», — сказал так мастеровой человек, и терем стал строить. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей звать.

Пришла с жениховой стороны женихова — огневая — родня: тетка Молния, двоюродный брат Вулкан; а с невестиной стороны пришли старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Ясноглазая Роса.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени ,только родился у Воды и Огня сын-богатырь. Горяч, как тетушка Молния. Хорошее имя дали богатырю — Пар. На телегу сядет богатырь — телега поездом покажется. На корабль ступит Пар-чародей — собирай паруса, без ветра корабль катится, волны рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим телом греет.

На завод пожалует — где сто человек работали, одного хватает, муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит. Народу помогает, мать и отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом не меркнет. Весь свет теперь знает, что он Холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам и правнукам, на службу поставил.

СПИЧКИ

0. Вациетис

Не имей такой дурной

Привычки —

В домик нос совать,

где дремлют Спички!

Потому, что спички —

Не синички,

Может пламя вылететь

Из спички,

Так что пусть уж спят они

В кроватке,

Но не надо щекотать им Пятки,

Потому,

что из-за этих

Пяток

В доме может вспыхнуть

Беспорядок

И такое — ах! -Столпотворенье,

Что сгорит мое

Стихотворенье!

НОВЫЙ ГОД

0. Вациетис

Возле елки в Новый год

Водят дети хоровод:

— Здравствуй, здравствуй, елочка,

Колкая иголочка!

Нас порадуй, поспеши.

Почему-то не идет

Коля к детям в хоровод,

Почему-то он сердит

И в углу один сидит.

—  Встань-ка в круг скорее, Коля!

Чем ты, Коля, недоволен?

Видишь, Коля, Дед Мороз

Елку из лесу принес.

Говорит друзьям Николка

И при этом хмурит взгляд:

— Почему на нашей елке

Свечи нынче не горят?

С ними праздник веселей.

**

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны мы сделать, детки?

(Вынуть вилку из розетки.)

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с…

(огнем).

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка.)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые.

В этом белом сундуке

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище — холодище.

(Холодильник.)

Я тяжел — внутри огонь.

Где пройду, там будет гладко.

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе,

Продырявит море.

(Утюг.)

 

Пыль увижу — заворчу,

Заверчу и проглочу.

(Пылесос.)

 

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос.)

Привезли мы в дом

Волшебный ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми,

Садись в кресло и смотри.

Хрюшу, Филю и Каркушу

На ночь я могу послушать,

Полетать над облаками

Вместе с лучшими друзьями.

Как на ладони вся земля!

Что за чудо у меня?      (Телевизор.)

Пословицы и поговорки о пожаре и огне.

•          Спички — не игрушки, огонь — не забава.

•          Спичка — невеличка, а огонь от нее великан.

•          Солома с огнем не дружит.

•          Не шути с огнем — обожжешься.

•          Малая искра сжигает города.

•          Пожар слезой не зальешь.

•          От копеечной свечи Москва сгорела.

Читаем детям

1.    И. Холин. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

2.    П. Голосов. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

3.    А. Жигулин. Пожары.

4.    Е. Новичихин. Ноль-один.

5.    С. Михалков. Дядя Степа.

6.    С. Маршак. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.Кошкин дом. Электрическая лампочка.

7.    Л. Орлова. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

8.    О. Иоселиани. Пожарная команда.

9.      Е. Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.

10.    Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Пожар».

11.    Б. Житков. «Пожар», «Дым», «Пожар в море».

12. Г. Цыферов. Жил на свете слоненок.

13.  0. Сенатович. Осенний пожар.

14.  К. Чуковский. Путаница.

15.  Т. Нуждина. История спички.

16.  Е. Пермяк «О принце в голубой короне». Главы: «Про зазнавшиеся Дрова»; «Про то, как и что сгорает»; «Про сражение, поражение и дровяное  свержение»; «Об осиновом тумане и угольном самообмане»; «Про новую ложь и о правде   на грош»; «Про то, как стала нефть дешева»; «О том, что рассказала Сорока Вороне о  принце в голубой короне»; «Последняя глава объединяет Газ, Нефть, Уголь и Дрова…»

17.    М. Кривич. Где работает огонь.

18.    Т. Нуждина. Электрическая лампа.

19.    Н. Кун. Миф о Прометее.

20.   Г. Остер. Вредные советы.

Игры для эстафеты

«На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена пожарная амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду — надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

«Разведчик». По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой и «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

«Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

«После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

Игры

Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные»

Цель:    закреплять    профессиональные действия пожарников.

Сюжетно-ролевая игра

«Больница» — обогатить сюжет игры: оказать помощь пострадавшим на пожаре.

Дидактические игры

«Подбери слово» — для развития у детей мышления, сообразительности, на воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.

«Канон» -» для развития волевого (произвольного) внимания детей.

«Три слова» — для развития воссоздающего и творческого воображения.

«Запомни движение» — для развития моторно-слуховой памяти.

Приложение 2

Рекомендации для родителей

Выучите правила с детьми:

•   Никогда не берите в руки спички, не играйте с огнем.

•  Не разводите костры в подвалах и на чердаках.

•  Разводите костер в лесу только вместе с взрослыми и только на подготовленном для этого месте, а уходя, гасите его и заливайте водой.

•  Не пользуйтесь самостоятельно электроприборами.

•  Ничего не вставляйте в электророзетки.

•  Не пользуйтесь самостоятельно газовой плитой.

•  Если все-таки случился пожар, звоните «01». Четко, спокойно, медленно назовите свой адрес, не забудьте указать подъезд и этаж, а потом немедленно покиньте квартиру.

 

Литература

1. АвдееваН.Н,, КнязеваН.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста — СПБ: Детство- Пресс,2004.

2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008.

З. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004

4. Дюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада.- Ростов -на Дону:Феникс,2008.

5. Комитет по образованию администрации Тюменской области Управление Государственной противопожарной службы УВД Тюменской области Областной совет ВДПО. Методическое пособие для работы со школьниками по обучению их правилам пожарной безопасности (применительно для старших групп детских садов).Тюмень,1998.

б. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников.Москва2008

7. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.

8. Шорыгина ТА. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Творческий центр. Сфера. Москва. 2007.

9. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

10. В.А. Степанов «Азбука в загадках».

11.  Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год. 12.Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год. 13. Газета «Дошкольное образование» № 13 2008 год.


WordPress Lessons