Дополнительное образование
«Развитие творческой активности детей дошкольного возраста на материале русского музыкального фольклора, средствами современных психологических методов и приёмов (музыкотерапия)». Автор: Алексейчикова Н. А. — музыкальный руководитель высшей категории.
Программа развития творческих способностей дошкольников «Волшебный мир театра». Авторы: творческая группа воспитателей МДОУ «Ряжский детский сад № 4».
В связи с определением стратегической цели, которая направлена на развитие личности ребёнка-дошкольника, универсальных культурных умений, универсальной компетентности, помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности, на основе анализа уровня развития детей и психолого-педагогических условий воспитания и обучения, учитывая мнение родителей, коллектив детского сада определил следующие приоритетные направления деятельности учреждения, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- Художественно-эстетическое развитие:
— формирование эстетического отношения к миру, развитие художественных способностей средствами искусства (музыкальными, литературными, изобразительными);
— развитие детского творчества в различных видах детской деятельности, формирование умения интегрировать различные художественные виды деятельности.
Организованная образовательная деятельность для реализации приоритетных направлений реализуется в планировании работы по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие»; в осуществлении проектной деятельности и проводится с детьми 3-7 лет в образовательной деятельности.
Особенностью образовательной деятельности ДОУ является использование в работе с дошкольниками парциальных и разработанных самостоятельно программ, методических разработок, различных форм работы с детьми, направленных на развитие дошкольников в приоритетных направлениях деятельности:
Программы дополнительного образованияи :
- С. К. Кожохина Сделаем мир лучше!» Материалы для детского творчества.
- К. Л. Тарасова, Т. Г. Рубан Программа развития музыкальности детей дошкольного возраста «Гармония».
- О. П. Радынова «Музыкальные шедевры».
Линия развития | Направленность программы | Название программы | Разделы парциальных программ | Дидактичес-кое обеспечение |
Художественно-эстетическое развитие | Формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности дошкольников | Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»И.А. Лыкова | Введение разнообраз-ных тем рисования, лепки и занятий по аппликации | Изобразительные средства, оборудование для изобразитель-ной деятельности, наглядно-дидактическое обеспечение, разнообраз-ные коллекции и экспонаты. |
Формирование изобразитель-ных умений и навыков, развитие творческих способностей детей с использованием игровых методов и приёмов. | Программа по изобразитель-ной деятельности в детском садуГ. С. Швайко | Содержание занятий по рисованию, лепке и аппликации сгруппирова-но по тематическим циклам, которые являются законченны-ми, целостными и связанными с предшествую-щими и последующи-ми циклами. | ||
Развитие творческих способностей, креативности, общего психического и личностного развития детей. | Методическое пособие «Сделаем мир лучше!»С. К. Кожохина | Инновацион-ные изобразитель-ные техники | ||
Реализация всестороннего целостного подхода к музыкальному развитию ребёнка в дошкольном детстве. Формирование музыкальных способностей, творчества, умения импровизировать во всех видах деятельности. | К. Л. Тарасова, Т. Г. РубанПрограмма развития музыкальности детей дошкольного возраста «Гармония». | Слушание музыки, музыкальные движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации с использовани-ем высокохудожественных произведений классической, современной и народной музыки, доступной дошкольни-кам. | Фонотека, нотный материал, видеотека, иллюстрации,детские музыкальные инструменты,к играм-драматизаци-ям. | |
Осуществление взаимосвязи познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. | О. П. Радынова «Музыкальные шедевры». | Разнообраз-ные темы, раскрываю-щие содержание музыки, её связь с жизнью. |
2. Познавательное развитие и социализация личности дошкольника
Цели:
— активизация познавательной активности детей и социализация личности дошкольника через использование проектной деятельности;
— реализация личностно-ориентированного подхода;
— обеспечение сотрудничества детей и взрослых.
Использование метода проектов в МДОУ «Ряжский детский № 4» обеспечивает индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и личностными особенностями и соответствует ведущему принципу — интеграции разных образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Метод проектов объединяет педагогов, детей и их родителей в единое содружество, способствует согласованному видению задач воспитания, обучения, развития ребёнка-дошкольника и пониманию того, как решение данных задач повлияет на жизненный успех ребёнка, позволяет создать единое образовательное пространство «семья – детский сад». При этом все участники педагогического процесса – дети, воспитатели, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своём уровне.
Программы и технологии дополнительного образования:
-Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».
-В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников.
-И. А. Урмина, Т. А. Данилина «Инновационная деятельность в
ДОУ».
-В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игровая образовательная
деятельность дошкольников».
-Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова «Детский сад: будни и праздники».
-Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова «»Мини-музей в детском саду».
-К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры».
-Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании».
Методическое обеспечение проектного метода
Линия развития | Направленность программы | Название программы, технологии | Разделы парциальных программ |
Проект-ныйметод
разви- тия |
1.Активизация познавательнойактивностидетей.
2.Реализация личностно-оринетирован-ного подхода в образовании дошкольников. 3.Обеспечение сотрудничества детей и взрослых |
В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников».
Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании». |
Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», занятия в сочетании с познавательным развитием, консультации для родителей, развитие познавательных и творческих способностей.
История возникновения метода проектов, использование проектной технологии, классификация, этапы работы. |
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».
К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры». |
Организация проектной деятельности, содержание и методические рекомендации к организации проектно-игровой деятельности, театрализованных игр-путешествий.Оптимизация игровой деятельности, игровая деятельность – приоритетное направление работы, развитие эмоциональной сферы ребёнка в игре, повышение культуры игры в семье, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы ребёнка в игре, помощь родителям в подготовке ребёнка к школе, используя игры и игрушки.
Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности, реализация семейных художественно-творческих проектов, семейное творчество. Ценности здорового образа жизни, система социально-нравственных, эстетических и ценностей познания. Взаимодействие педагогов с родителями, семейные гостиные, встречи семейного клуба, детско-родительские проекты. Как создать и использовать мини-музеи в ДОУ, содружество родителей и детей, значение и использование мини-музеев. Из опыта поддержки системы дощкольного образования. Главное в ОД ДОУ, игровая ОД в режимных моментах, непосредственно ОД дошкольников Режим развития ДОУ, инновации, проектная деятельность. Планирование, конспекты. |
||
М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина «Навстречу друг другу». Л. Н. Куркина, Л. И. Осечкина «Содружество» Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова «Мини-музей в детском саду». Т. Н. Доронова, Н. А. Рыжова «Детский сад: будни и праздники». В.А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игровая образовательная деятельность дошкольников». И. А. Урмина, Т. А. Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ». Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». |