Заочные консультации

  1. Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду»

В скором времени ваш ребенок пойдет в детский сад? Тогда эта консультация для вас! Предпринимать активные действия нужно прямо сейчас и для начала нужно узнать, что же ждет вашего ребенка в начале его самостоятельного пути, ведь поход в детский сад это именно начало самостоятельности, когда ребенок впервые остается без родителей и для многих детей этот процесс является болезненным. Степень же дискомфорта, испытываемого ребенком, по большей части зависит от родителей. Как же помочь ребенку преодолеть все трудности быстрее и спокойнее?

Для начала нужно разобраться, что такое адаптация? Адаптация это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Находясь большую часть жизни дома, ребенок усвоил определенный образ жизни, привык к правилам, установленным родителями. В детском саду ребенок впервые сталкивается с другим миром, где все по-другому и к этому ему предстоит привыкнуть. Зачастую адаптация проходит с такими нарушениями физического и психического состояния ребенка как:

  • нарушение аппетита, когда ребенок отказывается от еды или недоедает;
  • нарушение сна, когда сон ребенка становится слишком чутким, прерывистым;
  • изменение эмоционального состояния, когда ребенок становится чересчур плаксивым, раздражительным.

Но это лишь вершина айсберга, иногда встречаются и более серьезные расстройства, например:

  • повышение температуры тела;
  • изменение характера стула;
  • потеря ребенком некоторых ранее приобретенных навыков, когда ребенок вдруг перестает ходить на горшок, самостоятельно одеваться, разговаривать и пр.

То, насколько сильно будут проявляться данные изменения зависит от индивидуальных особенностей малыша и от того как взрослые научили его себя вести.

Выделяют следующие степени адаптации:

  • легкая – до 1 месяца,
  • средней тяжести – до 2 месяцев,
  • тяжелая – от 2 до 6 месяцев.

При легкой адаптации ребенок осваивается в детском саду быстро, у него наблюдаются лишь незначительные изменения в поведении, сон и аппетит быстро восстанавливаются. Ребенок практически не болеет в этот период и быстро находит контакт со взрослыми и ровесниками.

При адаптации средней тяжести происходят более серьезные нарушения физического состояния ребенка, изменяется температура тела, часто возникает потливость, бледность кожных покровов, диатез. Ребенок становится эмоционально неустойчивым, капризным, раздражительным, может плакать весь день. Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней. В период адаптации ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями.

При тяжелой адаптации ребенок привыкает к новым условиям долго, в течение нескольких месяцев. У малыша наблюдаются стойкие изменения в поведении двух видов, либо он становится чересчур агрессивным и на любые предложения отвечает протестом, либо наоборот замыкается, хныкает и всячески избегает любого общения. Ребенок очень тревожно спит, отказывается от еды, часто и сильно болеет, вплоть до осложнений.

Необходимо помнить, что родители это именно те люди, которые могут помочь ребенку легко адаптироваться в детском саду, ведь никто не знает вашего малыша лучше вас.

К факторам влияющим на степень адаптации ребенка в детском саду традиционно относят следующие:

  1. Возраст ребенка. Дети до 2 лет адаптируются труднее. После 2 лет процесс адаптации происходит легче, это объясняется тем. Что дети постарше более любознательны, у них больше жизненного опыта.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности.
  5. Условия жизни в семье. Если для ребенка были созданы подходящие условия, он умеет налаживать контакт с людьми, играть в игрушки, самостоятельно есть, ходить на горшок, говорить, выполнять указания взрослых, жить согласно распорядку дня, то его адаптация пройдет легко и безболезненно.

Тяжелее к детскому саду привыкают мальчики, так как в этот период жизни они более привязаны к матери, чем девочки. Труднее осваиваются единственные дети в семьи, всегда опекаемые родителями и всеми родственниками.

В адаптационный период воспитатели всеми силами стараются помочь детям, найти к каждому индивидуальный подход, дать максимум ласки и заботы, а так же побольше узнать о каждом своем воспитаннике. Родителям необходимо спокойно относиться к различным вопросам воспитателя, ни в коем случае не избегать беседы с ним, налаживание партнерских и дружеских отношений между родителями и детским садом есть залог успеха и развития ребенка.

Еще раз напоминаю, что успешность адаптации ребенка в большей степени зависит от вас. Вам тоже необходимо подготовиться к первому шагу ребенка в самостоятельность.

Что же нужно сделать?

  1. Подружиться с мыслью: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
  2. Соблюдайте режим дня. Узнайте какой режим установлен в детском саду и за 2-3 месяца до похода в сад приучайте к нему малыша.
  3. Приучайте ребенка к блюдам общественного питания: кашам, супам, молочной пище.
  4. Приучайте ребенка к горшку, научите самостоятельно есть и одеваться.
  5. Создавайте в семье положительный образ детского сада, расскажите о нем ребенку, говорите, как ему там будет хорошо.
  6. Постарайтесь заранее подготовить малыша к временной разлуке, например: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты — в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!»

Эти советы помогут вам и вашему ребенку преодолеть все трудности адаптационного периода, настраивайте себя на лучшее, налаживайте доверительные отношения с педагогами. У вас все получится!

 

2. «Особенности развития ребёнка от 1 года до 2 лет»
В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении, а также первые волевые качества.

В психическом развитии ребенка второго года жизни можно выделить четыре периода:

  • От 1 года до 1 года 3 месяцев
  • От 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев
  • От 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев
  • От 1 года 10 месяцев до 2 лет.

В этом возрасте наиболее интенсивно развивается речь ребенка, осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений, формируются навыки самостоятельности.

Сенсорное развитие

Дети за год встречаются с разнообразием предметов в быту и на прогулках. Они действенным путем познают различные свойства этих предметов: песок сыпучий, снег липкий, цветы яркие, сухие листья под ногами шуршат, шерсть собаки гладкая и жесткая, а у котенка мягкая. Играя с различными игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, величину, цвет). Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение в развитии восприятия малыша. Уже в этом возрасте надо учить его видеть форму шара, куба, сравнивать предметы контрастной и близкой форм, подбирать к образцу предмет такой же формы.

Довольно рано дети выделяют в предмете величину, которая для них является основным отличительным признаком. Ребенок рано различает свои вещи и вещи взрослых: маленькие ботиночки, шапку, чашку и т.д. В 1 год и 3 месяца дети, играя с игрушками (вкладышами, матрешками, кубами), различают 2 контрастные величины, а в 1 год 9 месяцев – 3-4, позднее, к концу второго года жизни и более близкие величины.

В 1 год 9 месяцев – 2 года дети подбирают к образцу и слову взрослого предметы, схожие по цвету. Здесь очень важно , чтобы задание взрослого было понятно ребенку, поэтому оно должно быть четко сформулировано и целесообразно, например, подобрать одного цвета парные предметы, отличая их от других, имеющих иной цвет.

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, украшения на маминой одежде. Все это очень важно для малыша: его мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание малыша второго года жизни носит непроизвольный характер. Заставить малыша в этом возрасте быть внимательным – нельзя, но заинтересовать можно многим.

Развитие речи

На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функции обобщения: он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный запас крохи, овладевает несколькими грамматическими формами и начинает пользоваться речью.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями, и их словесными обозначениями. Однако эти связи на сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание родителя, даже понимая его, ребенок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе «Покажи, где лошадка» смотрит на названный предмет, а подает другой.

В практической работе с детьми, играх, направленных на формирование связи словесного обозначения предмета с действиями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задание
Какие же словесные обозначения предметов малыши могут знать в этом возрасте? Названия игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять ( возьми, принеси, посмотри, покорми, покачай и т.д.). Дети охотно выполняют поручения родителей: «Принеси бабушке тапочки», – при этом они хорошо ориентируются в своей квартире. Постепенно кругозор их расширяется, связи между предметом и словом становятся прочнее, появляется новое в развитии понимания речи: с 1 года 6 месяцев кроха начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т.е. с ним можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, при этом опираясь на прошлый опыт ребенка.

Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, четверостишия, потешки. Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет и дальнейшее обогащение опыта малыша. Наблюдая с ним окружающее, важно называть все, что он видит: действия взрослых и детей при уходе за животными, движение транспорта, впечатления от просматривания книг. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставляют его обозначать воспринимаемое собственной речью, а к концу второго года они стимулируют появление первых вопросов самого ребенка ( где, куда, что это), отражающих развитие его любознательности, мышления.

В первом полугодии второго года жизни крохи формируется очень важная способность ребенка – умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково , что малыш, как бы произносит слова облегченно: машина – «би-би», собака – «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их словами, произносимыми правильно: вот собачка – ав-ав. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам.

К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – как средство общения с окружающими и прежде всего взрослыми. Поводы обращения к взрослому довольно разнообразны: это и просьба чем-то помочь, и жалоба, и выражение своих желаний, чувств, радости. Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый сюжет, изображённый на картинке, но умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрослого.

Развитие в игре

Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами. В начале второго года игра ребенка сводится к различным действиям с предметами, которыми малыш начал овладевать уже к концу первого года жизни: он открывает и закрывает матрешку, накладывает один кубик на другой, снимает кольца с пирамиды и надевает их обратно.

Действуя с предметами, он практически знакомится с их свойствами, учится сравнивать, сопоставлять: действуя так, он мыслит. Позже все это усложняется, и кроха способен сконструировать из кубиков гараж.

У детей 1 года 3 месяцев – 1 год 6 месяцев появляются новые действия, которые раньше специально не разучивались, те, которые он увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших детей: качает куклу в кровати, кормит ее, бросает камешки и прыгает на одной ножке, как играют в классики старшие девочки. Это так называемые отобразительные действия.
В конце второго года у крохи появляются последовательные действия (например, наливает воду и дает кукле пить). В первом полугодии второго года жизни ситуацию для игры ребенка должен подготовить взрослый, позже ребенок сам берет куклу и начинает с ней играть. При этом, если концентрация на игре в первом полугодии не более 5 минут, то во втором полугодии уже 5-7 минут ребенок играет и сопровождает свою игру словами.

Постепенно в игре формируется особое мышление: ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Например, моет голову кукле кубиком, якобы под краном наливает воду в чашку.

Самостоятельная деятельность

В самостоятельной деятельности дети довольно быстро овладевают различными движениями. В начале второго года жизни ходьба ребенка еще недостаточно координирована: ему трудно пройти попрямой, ямки, бугорки на улице, камешки, трава – все это для него сложные препятствия. Он наталкивается на предметы, сталкивается с другими людьми, не готовится заранее к преодолению препятствий, чтобы, например, переступить порог или перешагнуть через ямку.

Постепенно ходьба совершенствуется – дети начинают хорошо ходить не только по гладкому полу, но и по траве, взбираются на бугорки, ходят по лестнице.
Совершенствуется и навык лазанья: дети влезают на горку, диван, стул, перелезают через различные преграды ( бревно, скамейку, диван). Движения становятся более ловкими и скоординированными. В этом возрасте ребенок начинает овладевать простыми танцевальными движениями.

 

3. «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»

  Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень  часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном  высокотехнологичном  обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания зож, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей  своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

   «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

   **  Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

   **  Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

   **  Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

  • Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда.  Необходимо объяснить детям, что нужно  рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
  • Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
  • Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
  • В-третьих, , культура питания.
  • Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

  • В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику

  Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

   **  В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по  выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

   **  Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

   **  Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

   **  Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

   **  Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

   **  Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим  — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

   **  Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

— знание основных правил правильного питания;

— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

   **  Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

   **  Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.

   **   Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.

   **    Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены.  Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

   **  Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

   Такие занятия приносят положительные результаты:

— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

— углубляют взаимосвязь родителей и детей;

— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

  Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

  Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
 Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:

  • осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
  • повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
  • развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

   ** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
**Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это  регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!

 

  4. Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах  дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду..

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

4.1. Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

4.2. Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

 1) Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2) Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3) Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

4.3. Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: « », «-«, «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

6) Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

4.4. Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.


WordPress Lessons