Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.

На что можно пожаловаться

Компании тратят большие деньги на развитие, разработку продукции, брендинг и рекламу, чтобы создать положительный имидж и продвигать продаваемые товары (услуги). Однако эти усилия могут не принести желаемых результатов, если конкуренты занимаются незаконной деятельностью или нарушениями, которые являются предметом жалоб, например:

  • Диффамация компании или продукта, т.е. преднамеренное действие, наносящее ущерб репутации или имиджу компании или продукта. В результате потребители склонны покупать только продукцию одной компании и предвзято относятся к другим продуктам и услугам.
  • Вброс в массы, неточной или ложной информации. Это означает, что публичное освещение фактов и событий (включая соц.сети, публикации в интернете) на самом деле не происходит. В любом случае, для конкурентов также является уголовным преступлением делать ложные заявления о своей собственной компании с целью улучшения собственного имиджа.
  • Использование интеллектуального продукта, перенятого у другой компании или организации, и последующее внедрение нового подозрительного продукта. Одним из наиболее частых примеров, это регистрация компанией новой торговой марки, которая максимально идентична известной и признанной торговой марке. Это делается для того, чтобы как можно быстрее увеличить продажи товара или услуги. Это также снижает затраты на рекламу и продвижение. Кроме того, если производитель использует дизайн (слоган, цвет, формфактор), схожий с известной торговой маркой, для той же цели, он может увеличить продажи и популярность при меньших затратах. Что подпадает под действие закона о предотвращении недобросовестной конкуренции.
  • Клевета, освещение ложной информации о происхождении, качестве, характере или условиях использования продукта. Чтобы перехватить преимущество, встать на лидирующие позиции перед конкурентами. Такие компании могут ссылаться на использование собственной технологии или публиковать на своих сайтах недостоверную информацию о более низком качестве конкурирующей продукции.
  • Ценовой сегмент, суть которого в исключение конкурентов. Например, компания может продавать продукт по цене ниже рыночной, а в крайних случаях и ниже себестоимости, себе в убыток.
  • Использование, приобретение или разглашение конфиденциальной деловой информации (например, технология изготовления детали). Это является нарушением конфиденциальности и может привести к финансовым потерям или ущербу.
  • Разделите свою зарплату на «белую» и «серую». Как это работает? Ваш работодатель выплачивает вам небольшую сумму белой зарплаты, а остальная часть, вплоть до суммы оговоренной зарплаты, уже включена в вашу серую зарплату. Если это официальная белая зарплата, компания платит налог государству, если это серая зарплата, она не платит ничего.
  • Незаконное моральное или физическое давление с целью исключения конкурентов — шантаж, вымогательство, клевета, демонстрация силы или превосходства и т.д
  • Незаконный наем работников (без документов и без необходимых договоров)

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.

Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.

При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:

нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Сроки рассмотрения и решение

В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.

Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.

Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.

Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.

Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:

  • шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
  • описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
  • мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
  • просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.

После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.

Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к финансово-бюджетной сфере:

В соответствии с п.6 (1) постановления Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере» (в радакции постановления Правительства Москвы от 13.03.2018 N 185-ПП) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Главное контрольное управление города Москвы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в финансово-бюджетной сфере только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

На официальном портале Мэра и Правительства Москвы (далее – Портал) реализован дополнительный функционал по входу на Портал при помощи единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) пользователей, ранее зарегистрированных на федеральном ресурсе «Госуслуги».

Для авторизации необходимо нажать «Войти» в верхней правой части Портала Мэра и Правительства Москвы, далее нажать «Другие способы входа» и выбрать «Госуслуги». В обращении, направленном в Главконтроль, будет отображена информация об аутентификации пользователя через ЕСИА.

Причины подачи жалоб в ФАС

Антимонопольная служба контролирует деятельность естественных монополий, соблюдение законодательства в сфере рекламы, обеспечивает честную конкуренцию на потребительском рынке.

Исходя из полномочий ФАС, подать жалобу в эту организацию можно в следующих ситуациях:

  • «Картельный сговор». Признаки сговора между коммерческими организациями, работающими в одной сфере, с целью незаконного повышения стоимости на определённый товар;
  • Необоснованное повышение цен на товары и Услуги, предоставляемые естественными монополиями;
  • Незаконные попытки установить коммерческой структурой монополию в определённой сфере рынка, или в отдельном регионе;
  • Сговор коммерческих структур с органами власти с целью получения неких преференций, или для устранения с рынка конкурентов;
  • Недобросовестная реклама, вводящая потребителей в заблуждение.

В случае выявления вышеописанных фактов, или при наличии веских подозрений, на подобные нарушения, каждое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в ФАС.

Для исполнения надзорных функций и пресечения нарушений законодательства, антимонопольная служба наделена определёнными полномочиями.

Полномочия ФАС достаточно полно прописаны в ФЗ №135 «О защите конкуренции» и в правительственном постановлении №331:

  1. Проведение регулярных проверок с целью выявления нарушений антимонопольных законов со стороны коммерческих и некоммерческих организаций, юрлиц и частных граждан.
  2. Надзор за деятельностью госучреждений, ответственных за предоставление определённых преференций коммерческим структурам.
  3. Пресечение незаконной деятельности, связанной с нарушением антимонопольного законодательства. В том числе, с помощью административного и уголовного преследования.
  4. Обращение в судебный арбитраж, с подачей исков к нарушителям законов о честной конкуренции.
  5. Проведение совместно с МВД и другими государственными ведомствами, оперативно-розыскных мероприятий.
  6. Участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел о нарушении антимонопольных законов.
  7. Ведение служебного реестра нарушителей, привлекаемых к ответственности за нарушение законов о честной конкуренции.

Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.

Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.

В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.

Основания для обращения в ФАС

К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:

  • с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
  • с жалобой на недобросовестность рекламы;
  • с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
  • с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
  • с жалобой на результаты торгов и аукционов;
  • с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
  • с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
Читайте также:  Какой огнетушитель нужен для техосмотра в 2023 году

На что можно пожаловаться в ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в области рекламы, деятельности естественных монополий. Также сферами контроля ФАС являются закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон 44-ФЗ), выполнение государственного оборонного заказа, регулирование тарифов. Сообщать в ведомство о нарушении закона могут как организации, так и обычные граждане.
Направлять в антимонопольную службу можно такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба:

  • в предложении могут содержаться пожелания по совершенствованию деятельности учреждения и антимонопольного законодательства;
  • в заявлении гражданин имеет возможность сообщить о нарушении законодательства, недостатках в работе службы;
  • в жалобе излагается просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и интересов.

Пожаловаться на нарушение своих прав гражданин может в таких сферах, как антимонопольное законодательство, рекламная, градостроительная деятельность. Организации вправе подать жалобы на нарушение закона о закупках товаров и услуг, закона о контрактной системе, на ограничение конкуренции.

Дискриминационные условия

Следующее запрещённое законом проявление конкуренции, которое встречается (или доходит до ФАС) не так часто, как предыдущее, изложено в пункте 8 статьи 4 Закона 135-ФЗ: «дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами».

Дискриминационным условиям не посвящено отдельной главы в Законе о защите конкуренции, это нарушение в целом более «точечное», но от этого не менее опасное для рынка.

На практике, чаще всего речь идёт о тех случаях, когда цена на один и тот же товар отличается для разных покупателей без видимых на то причин.

В пункте 4 Разъяснений ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ» дискриминационные условия объясняются так:

«Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара».

Как правило, дискриминационные условия обнаруживаются в рамках специфических условий рынка: когда речь идёт о действиях монополиста (Глава 2 Закона 135-ФЗ «Монополистическая деятельность») или об актах, действиях, соглашениях органов государственной (муниципальной) власти, органах власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов или ЦБ РФ (Глава 3 Закона 135-ФЗ).

Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.

Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:

  • шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
  • описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
  • мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
  • просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.

После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.

Случаи недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция – это все действия, которые направлены на получение преимуществ в процессе коммерческой деятельности, противоречащие нормам закона. Из-за таких действий участник сферы закупок лишается права на участие в закупочной деятельности на принципах свободной конкуренции.

Нарушение положений антимонопольного законодательства приводит к необоснованному росту бюджетных расходов на закупки товаров, работ и услуг.

Основными примерами нарушения принципов добросовестной конкуренции являются:

  1. Действия со стороны конкурирующих организаций, которые привели к убыткам компании или создали негативные предпосылки для формирования убытков.
  2. Действия, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
  3. Действия, противоречащие обычаям делового оборота, правилам справедливости и российскому законодательству.

Например, ограничением конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок является неправомерное отклонение заявок на участие в торгах, предъявление необоснованных требований к заявителям в извещении о закупке, включение в закупочную документацию условий, резко ограничивающих круг участников, разглашение сведений о закупке, преференции отдельному поставщику и пр.

Читайте также:  Минтруда напомнило о новых пенсионных гарантиях многодетным матерям

Нарушение норм антимонопольного законодательства регламентируется 135-ФЗ «О защите конкуренции». Несоблюдение базовых принципов конкуренции выявляется и наказывается Федеральной антимонопольной службой.

Когда в рассмотрении заявления могут отказать

Существует ряд причин, по которым Вам могут отказать в рассмотрении заявления:

  • многие придают своему заявлению эмоциональный окрас, употребляют нецензурную брань или же оскорбляют нарушителя. Все это очень необдуманные и глупые решения, такую жалобу никто не будет рассматривать;
  • текст нечитабелен;
  • текст написан транслитом, капсом или же не разделен на предложения, абзацы;
  • заявление заполнено не по форме, не содержит всю необходимую информацию;
  • заявление содержит вопросы, на которые уже был дан ответ;
  • если для ответа нужно раскрыть государственную тайну или любую секретную информацию, Вы получите отказ.

На что можно пожаловаться

Для создания положительного имиджа и популяризации реализуемых товаров (услуг) компании тратят колоссальные финансовые ресурсы на свое развитие, совершенствование линейки продуктов, разработку торговых марок и их рекламу. Но все это может не привести к желаемому результату, если ее конкурент решит действовать незаконными методами, такими как:

  • Распространение заведомо неточных, искаженных и ложных сведений. Под этим подразумевается любое публичное сообщение (в том числе и в Интернете) о фактах или событиях, которых точно не было в действительности. Кроме того, нарушением может считаться то обстоятельство, что конкурент сообщил о себе ложные сведения (например, указал в качестве своего постоянного клиента какую-то известную личность), чтобы улучшить имидж своей компании.
  • Некорректное сравнение товаров или услуг для дискредитации компании или ее продукции. За счет этого у потребителей формируется предвзятое отношение, и они начинают все чаще приобретать товары только определенного производителя.
  • Распространение недостоверных сведений о месте производства, качестве товара, его свойствах и условиях использования. Чтобы получить конкурентное преимущество, компания может указать на использование эксклюзивных технологий или публиковать на своем сайте заведомо ложную информацию о низком качестве товаров конкурентов.
  • Введение в оборот нового товара с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности (другого предприятия или организации). Типичный пример – это когда новая компания при выходе на рынок регистрирует торговую марку, внешний вид которой имеет много общего с популярной торговой маркой другого предприятия. Как вариант, чтобы быстро увеличить объемы сбыта без больших денежных вложений, может использоваться другой эффективный прием недобросовестной конкуренции: продажа товара в упаковке, цвет, форма и оформление которой полностью идентичны фирменной упаковке узнаваемого бренда.
  • Использование, получение и разглашение информации, которая является коммерческой тайной (это может быть состав ингредиентов продукции, технологический процесс и т. д.). Под этим подразумевается нарушение режима конфиденциальности, что приводит к убыткам и финансовым потерям.
  • Реализация планомерной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов. В большинстве случаев речь идет о демпинге – намеренной продаже товаров по заниженной цене (даже ниже себестоимости).
  • Силовое воздействие: поджоги, шантаж, физическое устранение, демонстрация силы и т. д.
  • Уклонение от налогов через серую зарплату: конкурент выплачивает работникам минимальный оклад официально, а оставшуюся сумму выдает наличными.
  • Прием на работу нелегальных сотрудников, готовых трудиться без соцпакета и трудового договора.

Причины отказа в рассмотрении заявления

Есть ряд причин, по которым в приеме заявления вам откажут:

  • Письмо содержит нецензурную лексику или оскорбляющие выражения, угрозы здоровью и жизни представителю ФАС и членам его семьи.
  • Обращение не поддается прочтению (написано неразборчивым почерком).
  • Если сообщение изложено на русском, но с использованием латинских букв. Если текст полностью написан заглавными буквами, а также не разбит на предложения.
  • Если письмо содержит вопросы, на которые отправитель неоднократно получал ответ.
  • Если дача ответа подразумевает раскрытие государственной тайны или нарушение закона – заявление также не принимается к рассмотрению.
  • Если обращение составлено не по правилам и данные в нем неполны.

Стоит также отметить, что антимонопольная служба не рассматривает обращения анонимного характера. Вообще, органы редко возбуждают дело только лишь по одной жалобе, нужно представить пакет документов, которые докажут, что нарушение действительно имело место.

Основные полномочия ФАС

Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:

  • Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
  • Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
  • Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
  • Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
  • Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
  • Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *