дети любят потешки

Дети любят потешки.

        С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, припевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

        Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

        Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собачку) сопровождая ее движения чтением потешки, например:

 Петушок, петушок,

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шелкова бородушка.

 Что ты рано встаешь,

 Саше спать не даешь?

Или:                                       

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдет

Через киску упадет.

Или:                                        

Вот собачка Жучка,

Хвостик- закорючка,

Зубки острые,

Шерстка пестрая…

Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

 Этот пальчик — дедушка,

 Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – наш малыш,

 А зовут его Ванечка.

Или:                                        

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю.

        С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

 Детям улыбаемся.

При причесывании:

                                Расти, коса, до пояса,

                                Не вырони ни волоса.

                                Расти, косынька, до пят,

                                Все волосыньки в ряд.

                                Расти, коса, не путайся,

                                Дочка маму слушайся.

Во время приема пищи:

                        Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

                        Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

                        Травка-муравка со сна поднялась,

                        Птица-синица за зерно взялась.

                        Зайка – за капусту,

                        Мышка – за корку,

                        Дети – за молочко.

При одевании на прогулку:                

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

 Если дождичек пойдет,

 Наденем галошки:

 Этот с правой ножки,

 Этот с левой ножки.

 Вот так хорошо!

Валенки, валенки,

Невелички – маленьки.

 При укладывании спать:

                                Спи, усни дитя Сереженька.

                                Все ласточки спят,

                                Все касаточки спят

                                Нашему Сереженьке

                                Спать велят.

     Баю – бай, баю – бай

     Ты, собачка, не лай.

     Белолоба не скули

     Нашу Катю не буди.

        Чтение народных песенок, потешек сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтением, действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь им в этом.

Бобылева А.А.


WordPress Lessons