дети любят потешки
Дети любят потешки.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, припевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собачку) сопровождая ее движения чтением потешки, например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь?
Или:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдет
Через киску упадет.
Или:
Вот собачка Жучка,
Хвостик- закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его Ванечка.
Или:
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Во время приема пищи:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При одевании на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
Валенки, валенки,
Невелички – маленьки.
При укладывании спать:
Спи, усни дитя Сереженька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят
Нашему Сереженьке
Спать велят.
Баю – бай, баю – бай
Ты, собачка, не лай.
Белолоба не скули
Нашу Катю не буди.
Чтение народных песенок, потешек сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтением, действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь им в этом.